«О чем ты веешь, ветр ночной?» (119), «Сны» («Как океан объемлет шар земной»)(82). Это стихотворение дает туманный образ и конкретную картинку: человек на лодке в звездную ночь. Небо наверху и небо внизу. От этого конкретного образа – человек в небесной широте, человек в мироздании. И человек чувствует величие мира. У Тютчева величие мира всегда связано с небом и звездами. Жизнь человека всегда как бы идет в присутствии неба и звезд. Звезды могут быть не видимы днем. «Душа хотела б быть звездой» (107).
Присутствие неба дает Тютчеву масштаб. Все, что происходит на земле, происходит в присутствие неба. И человеческая жизнь меряется небесным масштабом. При этом Тютчев не осуждает земную жизнь, но вдруг он вводит это небесное измерение и вся картинка меняется. «И гроб опущен уж в могилу» (123), «Кончен мир, умолкли хоры» (159). У Тютчева над земной жизнью стоит небо и зовет к высокому. Тютчев был человек религиозный, но религиозность не давали ответы на все вопросы. Жизнь для него полна соблазна, от которого он не умел отворачиваться. И небо для него всегда высокий идеал. У Тютчева человек на земле вынужден ошибаться, искать, часто ощущает себя бессильным, он – песчинка, лицо трагическое.
У Тютчева часто встречаются приметы античности, потому что тютчевский человек во многом подвластен року. А есть разница между античным рокам и христианским проведением. Рок прежде всего непонятен всегда, рок человеку безразличен. Он чаще всего оказывается враждебен, потому что он не замечает человека. «Бессонница» (80), «Malaaria» (112).
У Тютчева человек – существо, над которым тяготеет рок, рок извне его и рок внутри его – «страсти роковые». Человеческая история тоже происходит в страстях и для человека очень привлекательно попасть в мир минуты роковые истории: «Цицерон» (104). Человек, который живет в роковые эпохи, приближается в чем-то к бессмертию. Тютчев размышляет над судьбой бессмертных богов и смертного человека. Его размышления связаны с античными представлениями о герое. С одной стороны, человек слаб и бессилен перед судьбой, перед Роком, но с другой стороны, человек знает о собственной ограниченности, но не сдается, а борется за свою судьбу. И тогда открывается подлинное трагическое величие человека: «Два голоса» (167).
Один голос, предостерегающий, останавливающий, так как борьба безнадежна. Другой – зовущий к дальнейшей неустанной борьбе. В этом голосе великая убежденность. В нем настоящее тютчевское вдохновение. Великая попытка утвердить достоинства человека как высшего существа во Вселенной, которому, несмотря на то, что оно обречено на гибель и уничтожение, завидуют боги. Морально здесь торжествует человек. Но удержаться на этой позиции отчаяния, в себе самом находящего призрачное утешение и призрачную победу, Тютчев не захотел, или не смог. С той поры он пытается стать христианином. Об этом свидетельствуют прежде всего большое число христианских образов, хлынувших в его поэзию. Античные же боги вымирают после «Двух голосов».
Таким сложился Тютчев в первую половину своей жизни, 20-30-ые годы. Тютчев из тех поэтов, в которых устойчивости больше, чем перемен. Все темы, начатые в 30-ые годы, идут до конца творчества. Но все-таки вместе с изменением его жизни, меняется и поэзия.
54 г. – возвращается в Россию. Родное имение Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Постоянное местожительство – Петербург. Почти испуган суровостью русского севера. Россия открывается заново. Появляется русская тема: русская природа, судьба русского народа, русский характер. В его поэзии нечто меняется: она конкретизируется, локализуется. Ее фон теперь уже не Вселенная, а какие-то конкретные уголки, явления природы. Он замечает феномен России: «Умом Россию не понять» (229), «Русской женщине» (153), «Эти бедные селенья» (191). Отступает грандиозность ради удивительных задушевных картин природы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.