Жизненный путь и творчество А.П.Чехова

Страницы работы

Содержание работы

А. П. Чехов. 1860-1904

Художник 19 века, который к 20 веку также популярен, как и Достоевский. Чехов нашел того героя, который очень близок герою 20 в. Чеховский герой (позднего творчества) – человек интеллигентской профессии, и в этом качестве – средний человек, обыкновенный. И вопросы, и беды близки к 20 в. Чехов как художник создавался в то время, когда почти все русские теории переживают кризис, отсюда у Чехова предельная трезвость и боязнь громкой фразы и  громкого слова. Художник удивительной сдержанности, который читателю ничего не навязывает и ничего не требует, кроме внимания и чуткости. Чехов рассчитывает на умного читателя.

Чехов интересен для русской жизни еще и тем, что он показал нам в своей судьбе процесс редкостного самовоспитания. Русские дворяне получали культуру еще от колыбели, поэтому как культурная сила оказывались значительнее, чем разночинцы, которые страдали недостатком культуры и широты. Чехов – сын таганрогского лавочника. В детстве 2 беды – лавка, которую нужно отрабатывать и церковь, ради которой нужно рано вставать. Отец – любитель регентского церковного хора.

Глава семейства носил в себе какой-то талант, но не давал воли ни себе, ни другим. Он достаточно жесткий  тиран, во многом сломал характеры своим детям (4 братьев), и спасла детей его хозяйственная неудачливость. В 1875 г. отец разорился на столько, что пришлось бежать от кредиторов в Москву. Чехов остался в Таганроге заканчивать обучение, прокармливал себя сам уроками. И выдержал этот экзамен, крепким человеком приехал в Москву. А коммерческие неудачи отца продолжались.

В 1879 г. поступил в университет на медицинский факультет по разночинной привычке, а в 80-м напечатал свой первый рассказ (в развлекательном юмористическом журнале). Уже студентом А.П. стал главным в семье. Отец приехал в имение Чехова уже покорным.

Эта трудная ситуация совпала с постоянным самовоспитанием. Чехов требовал от себя не только самостоятельности, но и культуры в высоком смысле слова. Чехов обуздывал сам свой нелегкий характер, никто не слышал раздражительного слова. Чехов учил уважать свободу ближнего (потом доходит до крайностей – туберкулез). Чехов мало говорит о женской эмансипации, но женился безумно. Женился на актрисе и не хотел, чтобы она бросила театр, Чехов меняет ради нее Ялту на Москву.

Чехов показывает, что интеллигентность можно в себе воспитать. Чехов был очень закрытым, одиноким среди близких (печатка со словами: «одинокому всегда пустынно» - Горький).

Чеховский юмор был средством заслонять себя от чужих взглядов. Чехов долгое время заслонялся от любви и женщин может быть потому, что не решался взять на себя такую ответственность.

Творчество Чехова можно разделить на 3 периода:

1)  первая половина 80-х гг. – Чехов – юморист, написана первая пьеса «Безотцовщина» или «Без названия»; вторая половина 80-х г. – сохраняется небольшой рассказ, меняется тональность, юмор уступает место серьезности и трагикомической тональности.

1889 – «Скучная история» - меняется герой, появляется интеллигент, меняется форма его новеллы. Главные события: 90 г. – поездка на Сахалин. В конце периода Чехов пишет и ставит целую цепь своих пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Юношеский период в творчестве Чехова – это период многописания, часто второпях, для заработка, отсюда неровное качество, есть шедевры, есть пошлость. Шедевры связаны с сатирой и юмором. Автор смотрит на жизнь трезво и холодно, он в равной степени не сочувствует ни высшим, ни низшим. В высших раздражает сытость и равнодушие, а в низших – покорность и бескультурье.

Первый период – Чехов – юморист и сатирик. Его сатирические вещи – это как бы вершины, которые концентрируют юмор, потому что у Чехова может быть юмор без сатиры, но не может быть сатиры без юмора.

Сатирические вершины – «Унтер Пришибеев» - тема Щедрина, сила обличения Щедрина. Речь идет о том, что полицейское начало вошло в плоть и кровь, стало сутью человека. Унтер Пришибеев – жандарм в свободное время – это Щедрин, а Чехов то, что герой больше смешон, чем страшен, потому что подан как психологический курьез. Будучи арестован, орет на толпу: «Разойтись!». Также в «Хамелеоне».

Похожие материалы

Информация о работе