Жизненный путь и творчество А.П.Чехова, страница 4

Почему Чехов отказывается от ярких эффектов? В них как будто ничего не происходит, но от этого еще великолепнее. Чехов почувствовал, что эта манера себя исчерпала. Присматривается к Гаршину и Короленко: «буду изучать вашу манеру». Они постигли все тайны этого мастерства, они все могут. Или застынут, или нужно что-нибудь менять. Перелом вызван:

1)  ощущение исчерпанности старой манеры;

2)  Чехов почувствовал, что просто говорить людям правду мало, надо вести людей к чему-то, отсюда

3)  Нужно думать так, как не может думать маленький человек.

Перелом наступит на рубеже 10-летий. Предваряет перелом «Степь», вырастающая из детских рассказов. Сам перелом 1889г. – «Скучная история». Герой-интеллигент, Николай Степанович, фамилия не названа, так как он слишком известный медик, проживший наполненную, разумную жизнь.

Повествует новый герой, который тянет за собой большую форму, фундамент для раздумий, расширяется время, , значит – повесть, когда человек думает, он стремиться поделиться своими размышлениями. Новый объем, а события почти не меняются. Новые вещи стали казаться растянутыми; Николай Степанович считает, что, то, что произошло – скучная история. Иронически автор посмеивается над читателем, будет ли он читать с таким заголовком.

К новому герою приходит старая тема. У маленького человека позднее прозрение. Это же приходит и к герою интеллигенту, который обретает подлинную глубину. Переживает тяжелое разочарование.

Николай Степанович был ученым медиком, был влюблен в свою работу, любил читать лекции, но пришло неизбежное – старость. Это конец профессорских занятий. От его профессии остаются скучные сослуживцы, которые хотят, чтобы он решал и думал за них. Обнаружил, что в его жизни не было ничего, кроме профессии. Связан только сослуживцами. Профессия съела его жизнь, он понимает, что в жизни человек должен быть нечто больше, чем профессия. Семья ему чужая. Придумывает название: «общая идея» - смысл человеческий – соединение с людьми. Раз этого не было, то он смотрит на прошлое с недовольством, в настоящем – банкрот.

Единственно близкий человек – это дочь его покойного сослуживца – Катя. Это человек, живущий бессмысленной жизнью. Она обеспечена, поэтому работать для денег не надо. Мечтала быть актрисой, не хватило таланта, обманула любовь, общей идеи нет.  Смотрит на профессора с мольбой и надеждой («Не надо, Катя, не плачь, пойдем чай пить»). Она оскорблена этим, ушла. Он думает, значит, на похоронах моих не будешь. Отсюда позднее прозрение, заставившее переоценить жизнь.

Чехов любит героя прозревшим больше, чем счастье. Его прозрение даст некое значение. Чеховский герой, в отличие от Достоевского, от такого прозрения не теряет силы характера, не распадается, не теряет ни нравственности, ни чувства обязанности по отношению к другим людям. Для Чехова самое важное – внутреннее накопление знания, хотя за это приходится платить несчастьем.

В 1890г. Чехов отправляется на Сахалин. Проводит перепись населения, заходит в каждый дом, смотрит, как живут люди. Пишет документальную книгу «Остров Сахалин», где отвергает художество, от художества к гражданскому делу. После Сахалина стало жестче зрение, острее постановка вопроса.

«Палата № 6». Подчеркнутая идеологичность. Чеховский реализм временами поднимается до символов (ср. с романами Достоевского). Здесь происходит некий жизненный эксперимент, в котором проявляется человек и его идея.

Герой типично чеховский – это типичный интеллигент, добрый, порядочный, непрочный. Доктор – главный врач, кроме него работают подлецы, бездельники пьяницы, доктор с ними собачиться. Придумывает философию, которая освободила его от этого, дает покой. Понимали как толстовство. Это обывательская философия, созданная из обрывков разных теорий. Смысл: истина только то, что в душе, внутри. Все внешнее не стоит внимания. Это обывательская философия, облегчающая жизнь потому, что ни во что не вмешивается.