Это сложнейшие переливы настроений, состояний. Однозначно уловить его почти невозможно. Яснее всего проявляется когда речь идет о символике пьесы, о формировании главного, центрального символа, который вынесен в заглавие.
Этот символ всегда шире одного персонажа. Нина отождествляет себя с чайкой, но не только у нее такие права. Символ создается усилиями многих героев, если не всех. Зерно для символа дают:
- слова Нины: «тянет к озеру, как чайку», но для нее эта фраза проходная, почти случайная;
- Треплев закрепляет, убивает чайку, предрекая и свою судьбу, его убитая любовь;
- Тригорин – сюжет небольшого рассказа;
- как почва для презрительного отношения вспоминается романс о чайке и девушке.
У Чехова было особое отношение к романсу. В пьесе многие напевают, романс, по Чехову, это самая ходовая музыка, есть оттенок пошлости, но при этом она берет какие-то, может быть, самые главные стороны сердечной жизни людей.
Тригоринский сюжет для небольшого рассказа – это история, которая может случиться со многими, но остается при этом значительной, но здесь есть понижение. Максимальное понижение – из чайки сделали чучело. Так прикоснулись к этому символу почти все. Так создался какой-то широкий поэтический смысл.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.