При определении критерия H0j+1.z используется линейное и нелинейное (по n = 3 … 5 плавающим узловым точкам) интерполирование так, чтобы точка Z находилась в середине n узловых точек, критерии оптимальности которых известны при выполнении расчетов на предыдущем шаге варьирования.
При линейном интерполировании критериев H0j+1.L, H0j+1.L+1 для нахождения критерия H0j+1.z в точке Z (рисунок 2.3), условие оптимальности выглядит следующим образом:
(2.11)
nk,jT
где Hj – критерий, оценивающий траекторию движения поезда для одного из режимов ведения nk на шаге DSj от начальной точки L узла координатной сетки до конечного состояния объекта управления на заданном участке;
hj – критерий, оценивающий траекторию движения поезда только на шаге DSj;
(2.12)
DGj, Dtj – расход топлива и время движения поезда на j – м шаге варьирования;
l – множитель Лангранжа, задающий время хода по участку, в рамках которого определяются оптимальные режимы ведения n0kj;
H0(j+1).L – критерий, оценивающий оптимальный процесс движения поезда от узловой точки L(j+1)-й вертикали до конечного состояния объекта управления;
H0(j+1).(L+1) – критерий, оценивающий оптимальный процесс движения поезда от узловой точки L(j+1) (j+1)-й вертикали до конечного состояния объекта управления;
DVc – размер интервальной сетки;
DVL+z – длина отрезка между точками L и Z внутри интервала L-(L+1).
Рассмотрим принцип максимума Понтрягина. Условие оптимальности процесса движения поезда оценивается критерием [].
(2.13)
где Gч – удельный (часовой) расход топлива;
F – равнодействующая сил приложенных к поезду:
(2.14)
g – ускорение свободного падения;
Q, P – соответственно масса состава и локомотива;
V – скорость движения поезда;
y1, y2 – вспомогательные переменные, причем:
(2.15)
yТ – параметр, определяющий интенсивность торможения.
Символ «0» в обозначениях (H0, n0k, … ) говорит о принадлежности к оптимальной траектории. Процедура расчета подобна стрельбе по цели. Специальным «прицелом» подбираются такие начальные значения y1н, y2н, которые, изменяясь по дифференциальным уравнениям (2.15), обеспечивают попадание в «мишень» (т.е. достижения конечного состояния объекта управления по такой траектории, в каждой точке которой после перебора всех возможных режимов nk, обеспечивается выполнение режимов оптимальности (2.13)).
При определении допущениях и упрощениях критерием и условием оптимальности движения поезда по участку является [7,16,17,27]:
(2.16)
т.е. в каждый момент времени необходимо брать такое управление nk, которое обеспечивало бы выполнение условия (2.16). варьируя значением переменной y, можно найти такую оптимальную траекторию вместе с режимами n0k, при которой расчетное время хода ТР будет равно заданному Тз по графику движения.
Наиболее рационально использовать метод динамического программирования в сочетании с принципом максимума Понтрягина, или так называемый метод «блуждающей трубки». Принцип максимума используется с упрощённым критерием оптимальности.
2. 5 МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА
На основании теоретических выкладок можно создать компьютерную модель движения поезда позволяющую провести анализ процессов движения.
Структурно, комплекс будет выглядеть так:
· Центральный модуль управления (головная программа), он реализует связь между :
а) регулятором скорости;
б) управляющими и известительными меню на маниторе компьютера(используется при диалоговом моделировании);
в) тяговым приводом и тормозами;
г) блоком статистики
· Регулятор скорости. Его основное назначение в управлении приводом и автотормозами при анализе поездных ситуаций, он должен обеспечивать поддержание заданной скорости на элементах профиля, рекомендовать повышение скорости только в тот момент, когда поезд покинул место ограничения, дать рекомендацию о остановке или команде «выбег».
· Регулятор прицельного торможения, он будет использоваться для анализа местонахождения состава и рекомендаций о подводе состава к местам требующим постоянного или временного снижения скорости (с точностью км/ч и м.), выдача данных обеспечивающих поддержание скорости не выше значений, допустимых для данного поезда на конкретном участке пути.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.