Особенности развития философской мысли в эпоху Возрождения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

6 Особенности развития философской мысли в эпоху Возрождения.

ЭВ - охватывает период с 14 по 16 в. Возрождение Античной культуры, противопоставление средневековью. Величайших деятелей ЭВ называли Гуманистами, подчёркивая значение образованности и наиважнейших проявлений человечности. Идеология гуманизма: 1) идея Пантеизма. Бог и природа отождествляются; 2) учение о двойственной истине. Истинное в философии, может быть ложной в теологии. Этика оправдывает естественное наслаждение человека.

Некоторые особенности характерные ЭВ: 1) В ЭВ философия снова направляет своё внимание на изучение природы, реального мира, в котором действует человек; 2) В традициях неоплатонизма философы ЭВ пытались поставить на место бога понятие всемирной души, тем самым стремились ликвидировать идею творения. Всемирная душа представала в качестве собственно самой, природной силой; 3) Надиндивидуалистический характер истины. 4) Практическая направленность; 5) Использование формальной логики, опираясь на разумный смысл; 6) ФЭВ считала, что достойным внимания является то, что разум может постичь собственными усилиями, без сверхъестественных сил.

Изменения в социально-экономическом устройстве Западной Европы привели к повышению роли индивидуального труда (архитекторы, скульпторы, врачи, художники). Следовательно, требования к человеку, как личности, коренным образом изменились по сравнению со средневековьем. Антропоцентризм - характер мировоззрения ЭВ заключающийся в том, что человек объявляется центральным звеном всей цепи космического бытия. Человек творец самого себя, своей собственной жизни, судьбы.

В ЭВ человек претендует на уникальность и неповторимость, а следовательно сам принимает решения в какие союзы, культурные и гуманистические кружки ему вступать. Индивид ЭВ склонен был все свои заслуги и достижения приписывать не Богу, не церкви, а только непосредственно себе. Разносторонность и многогранность - вот идеалы человека ЭВ. Человек стремился попробовать себя во всех сферах духовной и материальной жизни. Желание стать уникальным мастером, художником содействовала атмосфера, которая окружала талантливых, одарённых людей. И уважали и чествовали так, как в во времена античности - героев, а в средние века - святых. Именно ЭВ дала великих людей человечества, учёных и художников (энциклопедист Леонардо Да Винчи)

Однако необходимо отметить глубокий антинамизм присущий ЭВ. Крайности индивидуалистического поведения человека ЭВ проявлялись в высокородно-возвышенном или вероломно-злодейском поведении. Ничто не ограничивало человека ЭВ (ни церковь, ни Бог - как основа средневековой морали).

Математика - главная наука, следовательно доказательность всех научных выводов, эксперимент, критерий истины. Отрицание границ в познании. Человек - мера всех вещей.

Парацельс (1493-1541), врач, алхимик, чудотворец. Представитель магического направления. Он читал, что природа представляет собой живой целое, пронизанное различными силами, которые представляются не только в живых организмах, но и в неодушевлённых стихиях.

Николай Кузанский (1401-1464) - философ Эпохи Возрождения. Центральная проблема философии является проблема Бога и мира. В своей книге "О научном незнании" (1440 г.) утверждается мысль о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая связь всего мира. "Бог есть единое начало, в неё всё, он наивысшая граница. Он максимум, потому что ничего не может быть больше чем Бог, однако он может быть назван и минимумом, потому что он не может быть менее

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0