Белорусский государственный университет транспорта
Кафедра «История, философия и политология»
ДОКЛАД
Философия Просвещения
Выполнил: ст. гр. ЭМ-22 Чаплюк Д.А. |
Проверил: доцент Хорошко Г.И. |
Гомель – 2003
ПЛАН:
1) Философия Просвещения в европейской рационалистической традиции.
2) Вольтер (1684-1772).
3) Шарль Монтескье (1689-1755)
4) Жульен де Лометри (1709-1751).
5) Дени Дидро (1713-1784).
6) Поль Анри Гольбах (1723-1789).
7) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771).
8) Жан-Жак Руссо (1712-1778).
Философия Просвещения в европейской рационалистической традиции.
Просвещение зародилось в Англии, однако как широкое культурно-идеологическое движение гражданской мысли оно оформилось во Франции. В социально-политическом отношении Просвещение было идеологической подготовкой Французской революции. Основная цель познание "натурального порядка". Гармония в обществе может быть достигнута только с учётом естественных потребностей человека и наиболее полного их удовлетворения. Разум - это основа прогресса. Разум, который опирается на научный опыт. Необразованность признавалась главной бедой всех человеческих несчастий. Отсюда деятели Просвещения формулируют главную идею - развивать образованность людей.
Часть философов Просвещения занимала отчётливую атеистическую и материалистическую позицию, но всё же для большинства проблема религиозной веры имела важное значение. Наиболее характерным решением в данной области была позиция деизма, принимавшая творение мира Богом и даже допускавшая его вмешательство в течение земных дел. Английский деист Д. Толанд сформулировал девиз - поместить веру в границы Разума. Всё необходимое и разумное в религии "должно быть усвоено и созвучно нашим знаниям".
Вольтер (1684-1772). Прямо апеллировал к безусловности существования человека, так как мировой порядок проникнут разумностью. По Вольтеру религия деиста - самая древняя и самая распространённая. Для него существование Бога не вопрос веры, а результат работы разума, здравого смысла. Поэтому всё, кроме поклонения Всевышнему и соблюдение Его вечным заповедям, является суеверием. А много суеверий - много фанатизма. Отсюда раздаётся боевой клич Вольтера "Раздавите гадину" (церковь). Он выступал против церкви. Первая бомба, брошенная им в "старый порядок" это книга "Философские письма" (1733). Вальтер считал, что не Бог, а природа установила свои правильные "натуральные" законы в форме морали. Под конец жизни Вольтер приступил к разработке антитеологичного понимания истории и получил концепцию "просвещённого управления" - тезис об необходимости разорвать союз монархической власти с церковью и на его место утвердить союз правителей с философами и учителями. Вольтер считал, при определённых условиях и присутствия мудрых правителей можно создать высокоразвитую цивилизацию. А идею национально-религиозной замкнутости, исключительности и антагонистичности одного народа в отношении к другому населению Земли Вольтер считал одним из самых разрушительных для человечества.
Шарль Монтескье (1689-1755) Внимание Монтескье было сосредоточено на задачи объяснения конституциональной формы управления, от деспотического до республиканского. Его "Персидские ведьмы" (1721) и "Рассуждение об причинах величия и падения римлян" (1734) принесли ему славу, а "Дух законов" (1748) поставил его рядом с великими политическими и юридическими разумами всего мира. Он как и Вольтер критиковал феодально-сословную монархию. Философские взгляды Монтескье были выражением деистичной антологии, которая рассматривала Бога в качестве творца, который действовал по объективным законам материального мира (дополнить).
18 век главная наука механика - следовательно представление о мире как механизме. С вытекающими отсюда упрощениями.
Жульен де Лометри (1709-1751). Главная философская работа "Человек-машина" (1747), которую публично сожгли. Материализм Лометри был продолжением материалистичной традиции Эпикура и Демокрита, однако имели новые моменты - сближение живого организма с машиной. Исходный пункт Лометри - уверенность в том, что материальный мир "существует сам по себе", и что у него нет начало и не будет конца, потому что элементы материи владеют "неисчерпаемой энергией". Человек отличается от животных только количеством потребностей и, значит, большим количеством разума. Потребности тела - есть мера разума. Человеческий организм он рассматривает как машину, которая самостоятельно заводится. Тем самым Лометри первым во Франции дал последовательный вывод системы механистического материализма. Еда имеет большую силу над людьми. Душа функционирует только тогда, когда тело не спит и наоборот. Характер еды откладывает отпечаток на характер людей и животных. Душа - особый вид материи. (и т.д.).
Дени Дидро (1713-1784). Он высказал несколько глубоких диалектических догадок: активность материи. Материя складывается с безликого множества элементов, каждому с которых характерно собственное качество. Именно столкновение разнокачественных элементов обусловливает движение и смены форм материи. Вся природа находится в развитии, существует, гибнет в одной форме и возникает в другой. Бог не существует, так как его бытие никак не проявляется в природе. Человек - это часть природы, поэтому нет необходимости противопоставлять его природе, искать какие-то высшие силы, законы, которые управляют жизнью, как природный источник он подчиняется природным законам. Наилучшим управлением по Дидро была конституциональная монархия во главе с "просвещенным государём".
Поль Анри Гольбах (1723-1789). Гольбах был выдающимся систематизатором мировоззрения французских материалистов 18 в. Основным идеям материализма он дал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве является средством существования материи, она вечная во времени и бесконечная в пространстве и представляет собой организованное целое. Гольбах был противником агностицизма (учение, которое отрицает познаваемость мира), утверждал способность человеческого разума
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.