Особенности развития философской мысли Белоруссии.
1.Филосовская мысль Древней Руси и формирование белорусской культуры и философской мысли К.Туровский и Е.Полоцкая.
Философская мысль Древней Руси получила опридиление освещение в литературе таких известных писателей-праповдников как К.Туравский и Е.Полацкая. Особенно можно выделить труд Е.Полацкай “Житие” которую она написала своими руками более того она с другими монашками переписывала церковные тексты, также занималась летописанием. А из трудов К. Туравского можно выделить такие работы как “Слово про поход Игоря”, три притчи 30 молитв и несколько канонов. Что касается формирования традиций белорусской культуры, то ее ярким примером являются памятники архитектуры, которые делались сначала из дерева, а с принятием Христианства из камня и цеглы. Примером таких памятников служат Софийский собор в Полоцке, Спасо-Ефрасиньевская церковь два храма в Гродно-Нижняя церковь и Борисоглебская, Белая Вежа.
2. Какому белорусскому мыслителю принадлежат слова “Златоуста земли древнерусского” и почему?
Слова “Златоуста земли древнерусской” принадлежат К.Туравскаму, потому что, став Туравским епископом, прославился он как проповедник отличный мастер так называемого урачыстага церковного аратарства.
3. Кто считается просветительницей белорусского народа и почему?
Просветительницей белорусского народа считается Ефросинья Полоцкая потому что она выступала против межусобных войн, также она была опорой для бедных, больных просто говоря,- для всех обиженных. Еще потому что жизнь Е.Полацкай была осветлена высокородной идеей служению народа.
4. Что является причиной острой религиозно-философской борьбы в Белоруссии?
Причиной религиозно-философской борьбы в Белоруссии является заключение в1569 году унии двумя соседними государствами ВКЛ и Польским королев-
Ством . Тоесть это значит что в Белоруссии шляхта почти вся окатоличелась, а религией простых людей стало православие и униатство.
5. Какова роль Л.Зизания, М.Сматрицкого и А.Филиповича в становлении релегиозно-философской мысли традиции?
Видным представителем идей гуманизма в Белоруссии конца 16 начала 17 в.
Был Лаврентий Зизаний – автор “Азбуки” и “Грамматики славянкой”. Он пытался объяснить явление природы естественным путем, исходя из данных опыта, наблюдений и рассуждений. Он стремился объяснить движение небесных светил вращением самодвижущихся сфер (“небесных кругов”).
Взгляды Л.Зизания противоречили церковному вероучению, и церковь заста-
вила его отказаться от “заблуждений”, сделать вынужденную уступку церкви.
Хотя белорусские писатели – гуманисты оставались в пределах религиозной идеологии, их творчество было в Белоруссии важным этапом начинавшейся
в 16 в. Борьбе научных знаний с безраздельным господством христианской
догматики.
Наиболее видным представителем схоластической философии в 17 в. был Михетий Смотрицкий начавший сочетать христианско – православную веру
с философией Платона и колонизированного Аристотеля. Он был писатель, который посвятил свою жизнь творчеству борьбы за национальную независи-
мость своей родины и религиозную самостоятельность украинского народа. Он раскрыл связь между происходившей в то время религиозной борьбой и политическими интересами и планами папства и польских феодалов.
Одним из видных публицистов первой половины 17 в. был Афанасий Фили-
пович – педагог и общественный деятель служащий при дворе Льва Сапеги.
Философские взгляды Филипповича имели религиозно – идеалистический
характер, не выходили за пределы официальной церковной доктрины своего
времени. Он критиковал католицизм и униатство, несущие зло белорусскому
народу.
6. Что такое белорусское Возрождение?
Основным принципом белоруской эпохи Возрождения был гуманизм, именно на эту эпоху выпадает формирование белорусской народности и централизация Литовско-Белорусского государства.
7. Почему именно Ф.Скарына является своеобразным символом белорусской культуры?
Про людей мы судим по делам, которые они оставили для следующих поколений и наш знаменитый земляк Ф.Скарыны в этом смысле найерчаший пример. Он является символом всей белорусской культуры эпох Возрождения. Ф.Скарыны является перша-друкаром и асветником белорусского народа.
8. В чем состоит особенности идей Возрождения и Просвещения в
Белоруссии?
Н.Гусовский, В.Тяпинский, С.Полоцкий, К.Лыщинский, С.Будный, Л.Сапега. Особенностью идей Возрождения и Просвещения является то, что все просветители этого времени возвышали богатство родной природы, силу народа, осуждали воины и межусобицы, призывали к усилению государства.
9. Как решалась проблема социокультурного выбора, национальной и личностной самоопределенности в белорусской философской мысли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.