Особенности развития философской мысли Белоруссии

Страницы работы

Содержание работы

Особенности  развития  философской  мысли  Белоруссии.

1.Филосовская  мысль  Древней  Руси  и  формирование  белорусской  культуры  и философской  мысли  К.Туровский  и  Е.Полоцкая.

Философская  мысль  Древней  Руси  получила  опридиление  освещение  в   литературе таких  известных  писателей-праповдников  как  К.Туравский  и  Е.Полацкая.  Особенно  можно  выделить  труд  Е.Полацкай  “Житие”  которую  она  написала  своими руками  более  того  она  с  другими  монашками  переписывала  церковные  тексты, также  занималась  летописанием. А  из  трудов  К. Туравского  можно  выделить  такие  работы  как  “Слово  про  поход  Игоря”, три  притчи  30  молитв  и несколько канонов.  Что  касается  формирования  традиций  белорусской  культуры,  то  ее  ярким  примером  являются  памятники  архитектуры, которые  делались  сначала  из  дерева, а  с  принятием  Христианства  из  камня  и  цеглы. Примером  таких  памятников  служат  Софийский  собор  в  Полоцке, Спасо-Ефрасиньевская  церковь  два  храма  в  Гродно-Нижняя  церковь  и Борисоглебская,  Белая  Вежа. 

2.  Какому  белорусскому  мыслителю  принадлежат  слова  “Златоуста  земли  древнерусского” и  почему?

 Слова  “Златоуста  земли  древнерусской” принадлежат  К.Туравскаму, потому  что,  став  Туравским  епископом, прославился  он  как  проповедник  отличный  мастер  так  называемого  урачыстага  церковного  аратарства.

3.  Кто  считается  просветительницей  белорусского  народа  и  почему?

Просветительницей  белорусского  народа  считается  Ефросинья  Полоцкая  потому  что  она  выступала  против  межусобных  войн,  также  она  была  опорой  для  бедных, больных просто говоря,- для  всех  обиженных. Еще  потому  что  жизнь  Е.Полацкай  была  осветлена  высокородной  идеей  служению  народа.

4.  Что  является  причиной  острой  религиозно-философской  борьбы  в  Белоруссии?

Причиной  религиозно-философской  борьбы  в  Белоруссии  является  заключение  в1569 году  унии  двумя  соседними  государствами  ВКЛ  и  Польским  королев-

Ством . Тоесть  это  значит  что  в  Белоруссии  шляхта  почти  вся  окатоличелась, а  религией  простых  людей  стало  православие  и  униатство.

5.  Какова  роль  Л.Зизания, М.Сматрицкого  и  А.Филиповича  в  становлении         релегиозно-философской  мысли  традиции?

Видным  представителем  идей  гуманизма  в  Белоруссии  конца  16  начала  17 в.

Был  Лаврентий  Зизаний – автор  “Азбуки” и  “Грамматики  славянкой”. Он  пытался  объяснить  явление  природы  естественным  путем, исходя  из  данных  опыта, наблюдений  и  рассуждений. Он  стремился  объяснить  движение небесных  светил  вращением  самодвижущихся  сфер  (“небесных  кругов”).

  Взгляды  Л.Зизания  противоречили  церковному  вероучению, и  церковь  заста-

вила  его  отказаться  от  “заблуждений”, сделать  вынужденную  уступку  церкви.

Хотя  белорусские  писатели – гуманисты  оставались  в  пределах  религиозной  идеологии, их  творчество  было  в  Белоруссии  важным  этапом   начинавшейся

в  16 в. Борьбе  научных  знаний  с  безраздельным  господством  христианской

догматики. 

  Наиболее  видным  представителем  схоластической  философии  в  17 в. был Михетий  Смотрицкий  начавший  сочетать  христианско – православную  веру

с  философией  Платона  и  колонизированного  Аристотеля.  Он  был  писатель,   который  посвятил  свою  жизнь  творчеству  борьбы  за  национальную независи-

мость  своей  родины  и  религиозную  самостоятельность  украинского  народа. Он  раскрыл  связь  между  происходившей  в  то  время  религиозной  борьбой   и политическими  интересами  и  планами  папства  и польских  феодалов.

   Одним  из  видных  публицистов  первой  половины  17 в. был Афанасий  Фили-

пович – педагог  и  общественный  деятель  служащий  при  дворе  Льва  Сапеги.

Философские  взгляды  Филипповича  имели  религиозно – идеалистический 

характер, не  выходили  за  пределы  официальной  церковной  доктрины  своего

времени. Он  критиковал  католицизм  и  униатство, несущие  зло  белорусскому

народу.             

    6.  Что  такое  белорусское  Возрождение?         

 Основным  принципом  белоруской  эпохи  Возрождения  был  гуманизм,    именно  на  эту  эпоху  выпадает  формирование  белорусской  народности  и  централизация  Литовско-Белорусского  государства.

     7.  Почему  именно  Ф.Скарына  является  своеобразным  символом   белорусской  культуры? 

     Про  людей  мы  судим  по  делам, которые  они  оставили  для  следующих поколений  и наш  знаменитый  земляк  Ф.Скарыны  в  этом  смысле  найерчаший  пример. Он  является  символом  всей  белорусской  культуры  эпох Возрождения. Ф.Скарыны  является  перша-друкаром  и  асветником  белорусского  народа.

    8. В чем  состоит  особенности  идей  Возрождения  и  Просвещения  в        

  Белоруссии?

Н.Гусовский,  В.Тяпинский,  С.Полоцкий,  К.Лыщинский,  С.Будный,     Л.Сапега.   Особенностью  идей  Возрождения  и  Просвещения  является  то,  что  все  просветители  этого  времени  возвышали  богатство  родной  природы, силу  народа, осуждали  воины  и  межусобицы, призывали  к  усилению  государства.

 9.  Как  решалась  проблема  социокультурного  выбора, национальной  и   личностной  самоопределенности  в  белорусской  философской  мысли.                   

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0