1. Человек – предельно загадочное существо, в этом смысле не уступающее тем инопланетянам, которых нам показывает Голливуд. Наука до сих пор не смогла внятно ответить на вопрос, почему и как на Западе среди множества животных, чье поведение запрограммировано инстинктами, появилось животное разумное и способное к культуротворческой деятельности. Не пытаясь разрешить этот вопрос одним абзацем, перейдем к характеристике первого известного периода в истории человечества и его культуры, а именно - эпохи первобытности.
Вообще, первобытностью принято называть доцивилизованное состояние человеческого общества, для которого характерны отсутствие письменности и городов, сословно-классового деления и государственной власти, жизнь и труд людей в сплоченных коллективах. Продолжалось это состояние довольно долго, но вот когда оно началось? Одни исследователи полагают, что 2,5 млн. лет назад, поскольку к этому времени относятся древнейшие из найденных орудий труда, пока еще очень и очень примитивные. Другие авторы отсчитывают эпоху первобытности с 40 тыс. до н.э.., когда, по их данным, появились люди современного типа – Homo sapiens. А ученые-креационисты, которые ищут доказательства библейскому учению о божественном творении мира, утверждают, что род человеческий существует не более 8000 лет. История первобытности, соответственно, сильно укорачивается, ведь в IV- III тыс. до н.э. уже возникают первые цивилизации. Впрочем, расставание с первобытностью у разных народов происходило не единовременно, а у некоторых затянулось до наших дней.
В науке есть несколько подходов к внутренней периодизации первобытной эпохи. Самым популярным является археологический, который принимает в качестве критерия основной материал для изготовления орудий труда. В соответствии с этим подходом выделяют каменный век, а в нем – палеолит (2.5 млн. или 40 тыс. лет до н.э. - 12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12 – 8 тыс.лет до н.э.), неолит (8-4 тыс.лет до н.э.); бронзовый век (III-II тыс. до н.э.); железный век (I тыс. до н.э.).
Как остроумно заметил английский писатель Г.К. Честертон, когда ошибается изобретатель, «аэроплан его поправит, свалившись на землю. Но если ошибается антрополог, рассуждающий о том, как наш предок жил на деревьях, предок, ему в поучение, с дерева не упадет». Вот почему от ученых требуется большая осторожность, когда они берутся рассуждать о людях, отдаленных от них невообразимой толщей времени. Эти люди не имели письменности и не оставили нам свои исторические хроники. Основную информацию о них мы получаем по линии двух наук – археологии и этнографии. Однако находки археологов обычно фрагментарны. Их трудно датировать (те способы датировки, которые применяют ученые, дают большие погрешности), а также трудно интерпретировать, установить их истинное происхождение и назначение. Например, знаменитое мегалитическое сооружение эпохи бронзы, Стоунхендж – что это? Могильник, святилище, обсерватория или… центр управления полетом «летающих тарелок»? У каждой из этих гипотез есть своя доказательная база и круг горячих сторонников. Что касается этнографов, то они изучают «очаги первобытности» в современном мире: быт и обычаи «диких» племен, фольклор и суеверия цивилизованных народов. Но проецировать их выводы вглубь тысячелетий – занятие рискованное. У нас не может быть полной уверенности, что предки нынешних австралийских аборигенов или африканских пигмеев тысячи лет назад имели мировоззрение, абсолютно схожее с тем, которое наблюдается у их потомков.
И все же ученые решаются назвать основные черты первобытной культуры.
Во-первых, синкретизм (гр. sunkretismos – соединение), иначе говоря, целостность, нерасчлененность. Речь идет и о невыделенности разных сфер культуры, которые мы привыкли считать автономными (политика, экономика, религия, мораль, искусство…), и о поглощенности человека своим природным и социальным окружением, и о диффузности человеческой психики, в которой мышление было тесно сопряжено с эмоционально-волевой сферой.
Во-вторых, утилитаризм (лат. utilitas - польза, выгода) – ориентация на максимальный практический эффект человеческой деятельности. Это было неизбежным в условиях, когда людям приходилось вести тяжелую борьбу за элементарное выживание, и средняя продолжительность человеческой жизни колебалась около 20 лет.
В-третьих, мифологизм – видение мира сквозь призму мифа, стирающего грань между явью и вымыслом, между естественным и сверхъестественным.
В-четвертых, ритуализм – подчинение жизни людей строго зафиксированным моделям поведения, которые освящал авторитет мифов.
В-пятых, дуализм, табу и коллективизм как важнейшие принципы морали. Дуализм (двойственность) проявляется в четком разведении людей на «своих» и «чужих». Причинение вреда «своим» сдерживалось системой табу – безусловных запретов, нарушение которых считалось святотатством. По отношению к «чужим» моральные сдержки не действовали или были значительно слабее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.