В-шестых, медленные темпы развития, когда чрезвычайно долго накапливались предпосылки для очередных культурных трансформаций. Но в итоге первобытность заложила фундамент, на котором выросло и до сих пор держится грандиозное строение мировой культуры. В ту далекую эпоху образовались практически все культурные универсалии, в том числе миф.
2. Сознание первобытных людей было насквозь мифологичным. Оно избегало абстрактных понятий, предпочитая им яркие образы, причинно-следственные связи между явлениями подменяло связью по аналогии и причудливыми ассоциациями, неизвестное стремилось поскорее свести к хорошо знакомому. Так, небо могло представиться людям коровой, рождающей звезды, или рекой, по которой скользит ладья солнечного бога. Мифологическое сознание не боится логических противоречий и не ведает сомнений. Оно с трудом различает субъективное и объективное, то, что вообразилось человеку, и то, что происходило на самом деле. Первобытные люди начинали буквально видеть «сны наяву». Причем эти сны приобретали коллективный и наследственный характер, становились именно тем, что мы называем мифом.
Миф (гр. mythos – сказание, предание) есть способ описания, объяснения и усвоения мира людьми при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются в качестве реальных явлений. Полетом фантазии, эмоциональностью и образностью миф близок искусству, но не признает его условности. То есть миф считает себя не отражением действительности, а самой действительностью. Он претендует на предельно серьезное, искренне верующее к себе отношение, в чем сходится с религией.
В эпоху первобытности, как и в более поздние времена, миф выполнял весьма важные функции.
Во-первых, миф выстраивал целостную картину мироздания, восполняя недостаток человеческих знаний фантастикой и мистическим воодушевлением. Это придавало людям уверенность, позволяло им считать, что они владеют ситуацией и понимают происходящее (мировоззренческая функция).
Во-вторых, миф упорядочивал жизнь, выявляя смысл, оправдывая существование многочисленных обрядов и других норм человеческого поведения. Приходится констатировать тесную связь мифа и ритуала, как если бы это были две стороны (теоретическая и практическая) одного феномена (нормативно- регулирующая функция).
В третьих, миф способствовал сплочению коллектива, его принимающего (интегрирующая функция).
В-четвертых, миф связывал поколения, обеспечивал сохранение и передачу опыта предков (функция трансляции социального опыта).
В-пятых, миф был важной формой художественной самодеятельности масс, и недаром мифологические образы и сюжеты до сих пор активно востребуются искусством (эстетическая функция).
Кстати, об образах и сюжетах. Замечено, что многие из них (например, мировое древо, мировое яйцо, золотой век, бог-творец, грехопадение людей, существа-оборотни и т.д.) имеют широкое распространение, встречаясь в мифологических традициях очень разных народов и эпох. Среди гипотез, объясняющих этот факт, пожалуй, наиболее популярной сейчас является та, которую развивал в своих сочинениях психоаналитик К.Г. Юнг. Он считал символику мифов проекцией архетипов коллективного бессознательного.
Мифология не осталась достоянием только первобытной эпохи. Возникающие цивилизации, национальные и мировые религии порождали собственные мифы, а часто «перелицовывали» (выражение Юнга) старые. Тяга к мифотворчеству присуща и массам наших современников. Правда, одни из них отдают себе в этом отчет и даже пытаются с этим бороться. Другие же, обычно люди с подавленным личностным началом и неразвитым рационально-логическим мышлением, легко и радостно погружаются в мифологическую стихию. На смену древним мифам о богах и полубожественных героях приходят мифы о политиках и других «звездах» (типа «Сталин – величайший гений» или «Сталин – непревзойденный злодей»), о народах, расах, партиях (типа «если в кране нет воды, значит, выпили жиды»). Мифы наших дней порой маскируются под научные гипотезы (типа «людей вывели инопланетяне») и приобретают статус государственной идеологии (например, расистская доктрина гитлеровской Германии). Если мифы прошлого являлись, как правило, результатом бессознательного коллективного творчества, то теперь нам все чаще приходится иметь дело с мифами, которые констатируются сознательно и насаждаются с целью манипулирования массами. Мощным средством мифологизации нашей культуры стало телевидение, плодящее красочные и гипнотические фантомы, рядом с которыми реальность может показаться скучной и безжизненной…
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.