Тотемизм (на языке индейцев оджибве – род его) – вера в наличие родственной связи между тем или иным человеческим коллективом и тем или иным животным, растением, даже феноменом неживой природы. Животное, избранное в качестве тотема, полагалось родоначальником данной группы людей и дарило ей свое название, например, род кенгуру. Все члены этого рода считали себя (как в указанном случае) кенгуру и видели в диких кенгуру своих братьев и сестер. Возникали многочисленные обряды, имевшие целью поклонение тотему, его умилостивление, приобщение к нему. Объективной основой тотемизма были добывающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство) первобытных людей и их жизнь в общине. Из всех элементов раннерелигиозного комплекса тотемизм в наибольшей степени содействовал укреплению родоплеменного единства и установлению системы табу.
Можно привести много примеров того, что верования, которые мы назвали ранними, широко распространены в обществе и культуре современных развитых стран. Люди, получившие в школах и даже в университетах научное образование, носят амулеты (фетишизм), именуют себя согласно гороскопу Собакой или Сосной (тотемизм), на спиритических сеансах вызывают души умерших (анимизм), верят в приметы и «дурной глаз» (магия). Книжные магазины предоставляют свои полки под оккультную (лат. occultus – тайный, скрытый) литературу, пропагандирующую эти суеверия как сокровенную (эзотерическую) мудрость древних.
На этот факт указывают сторонники концепции прамонотеизма, считающие анимизм, фетишизм, магию и т.д. не отправным пунктом религиозного развития человечества, а относительно поздним результатом его религиозной деградации. Представители этой точки зрения говорят об изначальном единобожии древних людей и соответствующим образом интерпретируют материал, собранный этнографами и археологами. Так, они вспоминают сюжет, весьма распространенный в мифологии: первый и единственны Бог, создатель мира, добровольно или вынужденно уступает власть своим детям и слугам… Правда, в современном религиоведении данная концепция не сильно приветствуется: ее часто критикуют за «христианскую тенденциозность».
4. Истоки искусства ученые находят в т.н. натуральном творчестве людей, живших в раннем палеолите, еще даже не кроманьонцев, а их предшественников, неандертальцев. Те стаскивали в пещеры груды костей убитых ими животных, прежде всего, медведей. В некоторых случаях из камней строились специальные подставки для этих «экспонатов». Несколько позднее люди стали изготавливать глиняные макеты животных, на которые, предположительно, набрасывали звериные шкуры. Очевидно, что людьми двигала какая-то важная потребность, не сводимая к прямой практической необходимости. Но какая?
Одни исследователи видят здесь свободную игру жизненных сил (игровая концепция происхождения искусства). Другие - формирующиеся религиозные верования и магические ритуалы (религиозная или магическая концепция). Третьи говорят об усложнении и расширении трудовой деятельности людей (трудовая концепция). А четвертые считают. что первобытные люди таким образом развивали те эстетические задатки, которые можно наблюдать и в животном мире; большое значение при этом имела их тяга к подражательству (биологическая концепция).
В позднем (верхнем) палеолите появляется знаменитая пещерная живопись кроманьонцев. Первые ее образцы были обнаружены в 1879 г. в пещере Альтамира (Испания) и сразу вызвали недоверие и негодование в научном сообществе. Большинство ученых решили, что имеют дело с фальшивкой, поскольку люди, жившие в пещерах и пользовавшиеся каменными орудиями, не могли быть столь совершенными рисовальщиками! Но затем стали проступать сообщения из Франции и других мест о подобных же находках. Так что пришлось признать, что люди палеолита были не так примитивны, как привыкли думать ученые раньше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.