монархии, формы правления, предполагающей религиозное мировосприятие. Революция 1917 г. провела финальную черту петербургского периода.
2.В XVIII в. русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которые еще только должны приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным.
Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касается прежде всего сферы науки и научного образования. Академия наук в России появилась в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы. Лишь в 1755 г. в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – на 20 млн. населения страны. А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!
Если наука в XVIII в. оставалась в России в зачатом состоянии, то русское искусство эпохи культурного ученичества было далеко не только ученичеством. Более всего переходный характер XVIII в. сказался на словесности. Русская поэзия, проза, драматургия, исторические сочинения оставляют впечатление неуклюжих попыток заговорить на новом, непривычном языке. Среди редких исключений – творчество поэта Державина, комедиографа Фонвизина, Карамзина, чья проза положила начало русскому сентиментализму…
Русское изобразительное искусство и архитектура при том, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. Уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северная Венеция»).
Яркая особенность русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Лучшие памятники архитектуры – это царские дворцы или сооружаемые по приказу царей церковные и общественные здания. Русская живопись конца XVIII в. (Рокотов, Левицкий, Боровиковский) – это главным образом портреты царей и царских приближенных. Крупнейшие представители русской музыки – придворные композиторы Бортнянский и Березовский. Литераторы считали своим долгом обращаться ко двору со стихотворными посланиями. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в России идей Просвещения. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!
В России XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей – это критическое отношение к религии…
4.XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она, как оказалось, смогла сохранить свое национальное лицо и сказать миру новое слово.
XIX в. ознаменовался появлением множества великих русских ученых, литераторов, композиторов, художников, скульпторов.. В сфере искусства – это прежде всего время успешного развития литературы, которая буквально владела умами образованных россиян. Здесь виден контраст между культурой России петербургского периода и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство. Русская культура, наконец, перестала быть культурой «великого
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.