ТЕМА 5. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА
1.Культурная жизнь не стоит на месте. Она меняется с течением времени и значительно разнообразится в пространстве. Каждая эпоха, каждое общество обладает своей специфической культурой. В связи с этим перед культурологией встает задача – концептуально осмыслить культурную динамику, а также выделить культурно-исторические типы и периоды.
Существует несколько подходов к решению этой задачи. Первый из них можно обозначить как циклическую модель развития культуры или как концепцию локальных культур. В рамках этого подхода культурная история человечества представляется совокупностью историй отдельных, обособленных культур, каждая из которых проходит свой цикл развития от рождения до смерти.
Самыми известными разработчиками циклических моделей были: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Д.Тойнби.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) – русский социолог, публицист и естествоиспытатель. Для культурологии наибольшее значение имеет его книга «Россия и Европа» (1869г.). В ней Данилевский взялся объяснить факт многовековой напряженности в отношениях своей Родины и западноевропейских стран. Ученый пришел к выводу, что Россия и Европа принадлежат к двум разным культурно-историческим типам или цивилизациям. Только европейский (германо-романский) тип уже вполне проявил себя в истории, а славянский еще только зарождается. Данилевский перечислил и другие культурно-исторические типы, из которых одни уже исчезли, а другие продолжают существовать: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (новосемитический). Каждый культурно-исторический тип подобно живому организму проходит стадии рождения, возмужания, дряхления и гибели, т.е. его судьба предрешена. Максимальный срок, ему отпущенный, - около 1500 лет. Культурно-исторические типы самобытны настолько, что их трудно сравнивать по степени совершенства. Преемственность между ними возможна только в смысле «почвенного удобрения», т.е. одна культура вырастает на обломках другой, но не продолжает ее путь. Т.о., утверждал Данилевский, нельзя говорить о линейном прогрессе культуры, прогресс заключается в том, «чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях».
Немецкий философ и математик Освальд Шпенглер (1880 - 1936) знаменит прежде всего книгой «Закат Европы». Сразу по выходу (1918г.) она стала настоящим философским бестселлером. В своей работе Шпенглер ополчился на европоцентризм, представление о том, что именно Европа прокладывает магистральный путь развития человечества. Для Шпенглера единая мировая культура является пустой абстракцией. На деле существует ряд уникальных и равноценных культур – организмов высшего порядка, как их определил Шпенглер. Они появляются и «растут с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле». К числу великих культур Шпенглер отнес восемь: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя; среди зарождающихся культур назвал русско-сибирскую. У каждой культуры есть своя рационально-непостигаемая душа, соответственно, культура может рассматриваться в качестве символического тела, жизненного воплощения этой души. Согласно Шпенглеру, культуры друг для друга являются совершенно закрытыми, взаимонепроницаемыми. «Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре». Время жизни каждого культурного организма – до 1000 лет. Умирая, культура превращается в цивилизацию, для которой характерны культ техники, засилье масс, гонка потребления, замена подлинного творчества тиражированием. Именно это Шпенглер наблюдал и констатировал в современной ему Европе.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975), великий английский историк, создатель 12 – томного «Исследования истории». Как Данилевский и Шпенглер Тойнби выделял особые культурные единицы – цивилизации, каждая из которых проходит ряд этапов, начиная с рождения и заканчивая смертью. Возникновение, развитие, надлом и распад цивилизаций Тойнби объяснял через формулу «Вызов – Ответ». Цивилизация рождается, когда общество вынуждено и способно дать «Ответ» на «Вызов», брошенный природой или другими обществами. Она продолжает развиваться, пока люди, возглавляемые элитой (творческим меньшинством), еще могут противостоять новым вызовам. Вырождение элиты в привилегированную, но не творческую касту, ее разрыв с народом приводит к надлому и последующей (порой через несколько столетий) гибели цивилизации. В отличие от Шпенглера Тойнби не был фаталистом, он не считал, что всякая цивилизация запрограммирована обязательно умереть. Он также признавал взаимосвязь и преемственность цивилизаций. В их крепнущем единстве Тойнби видел осуществление некоего божественного плана. Религию Тойнби полагал основой любой цивилизации, а в конце жизни он даже стал утверждать, что именно религии являются главными единицами исторического процесса, а цивилизации – лишь условия их развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.