22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Народ поднялся на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Более тысячи литераторов в качестве рядовых бойцов, политработников, командиров, корреспондентов, журналистов ушли в армию. За боевые заслуги восемнадцать писателей получили звание Героя Советского Союза. Около четырехсот членов Союза писателей с полей войны не вернулись, среди них А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, В. Ставский, Н. Майоров, В. Багрицкий, П. Коган и многие другие.
В часы опасности, угрожавшей самому существованию социалистическою государства, советская литература оказалась сплоченной и целеустремленной. Слово художника, по выражению М. Шолохова, было на вооружении армии и народа.
Большинство писателей работало в те годы в газетах, в массовой печати. В Советском Союзе газеты выходили тогда на 105 языках, а журналы — на 36. Колоссальная печатная продукция должна была обрабатываться огромным числом профессиональных литераторов. В армии была официально введена должность писателя.
В короткий срок было создано множество произведений, удивляющих своим разнообразием, индивидуальной самобытностью, несхожестью манер и стилей. Для многих писателей военные годы стали временем расцвета их дарований.
Период Великой Отечественной войны — яркая страница в истории советского искусства. Литература социалистического реализма выдержала выпавшие на ее долю испытания — и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.
ПОЕЗИЯ.
Особенно быстро откликнулись на события войны, сразу сделавшись заметной частью общественной и литературной жизни, такие наиболее оперативные и мобильные жанры, как поэзия, публицистика, короткий рассказ, вездесущая сатира. Что же касается повести, а тем более романа или многоактной пьесы, то они, естественно, появились несколько позже.
Поэзия, сыгравшая тогда исключительную, едва ли не первенствующую роль, уже на следующий день после начала войны дала народу своего рода поэтическую эмблему Великой Отечественной войны — знаменитую песню «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
Поэзия военных лет, продолжая традиции В. Маяковского, призывавшего «к штыку приравнять перо», не чуждалась и повседневной, «черновой» работы — стихи писались для плакатов, для листовок, для радиопередач. В годы войны возродилась традиция знаменитых плакатом первых лет революции, «Окон РОСТА.», теперь они назывались «Окна ТАСС», с агитационными стихами в них выступали Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак, работавший в качестве сатирика.
В первые месяца войны бурно развивались жанры короткого стихотворного рассказа, очерка, сатирической сказки, баллады. В основном это были произведения, посвященные рядовым героям фронта,— своего рода портретные зарисовки бойцов и командиров, сосредоточенные не столько на биографиях людей иди детальном раскрытии их психологического мира, сколько на патетическом или информационном описании подвига. Поэзия стремилась прежде всего быть агитационной и призывной, предельно точной и документальной.
Лето и осень 1941 года, отмеченные тяжелыми испытаниями для советских воинов, вынужденных отступать под натиском превосходящих сил фашистского агрессора, были для Писателей временем не только духовной собранности, но и интенсивной творческой работы, эстетических поисков. Популярный поэт М. Исаковский, автор знаменитой «Катюши», по природе своею дарования был художником светлого, жизнерадостного мироощущения, драматические мотивы в его творчестве обычно появлялись лишь тогда, когда он писал о дореволюционном крестьянстве. Но большинство произведений поэта 1941 —1943 годов окрашено в несвойственные ранее его таланту трагедийные тона. Им были созданы стихи, передающие трагизм войны с большой художественной.«силой и эмоциональной пронзительностью. Он писал о страданиях и подвигах тех, кто остался в тылу врага, на оккупированной земле, под властью захватчиков, о разрушенном кроне, погибших семьях, нечеловеческих муках и жажде мести («Отцовский дом разграблен и разрушен», «Прощальная», «Здесь но королек красноармеец»). Особой любовью пользовались песни поэта «В прифронтовом лесу», «Огонек», в которых тяжкий мрак войны отступал перед силою любви, верности и надежды.
Вскоре после победы он пишет стихотворение «Враги сожгли родную хату». Это был его траурный поэтический венок погибшим соотечественникам. Песня стала народной.
Песни на стихи М. Исаковского были у всех на устах. То же можно сказать и о многих других поэтах, авторах проникновенных лирических произведений, бытовавших на всех фронтах и на всех пространствах огромной страны. Таковы были, например, песни на стихи А. Суркова, К. Симонова, А. Чуркина («Вечер на рейде»), А. Фатьянова («На солнечной поляночке»).
А. Суркова часто называли «солдатским» или даже «оконным» поэтом. А. Сурков был достоверен в своих стихах, лишенных какой-либо искусственности, по-солдатски прям и честен; ярка» палитра этого поэта заключала в себе и пламенные тона ораторской публицистики, и сатиру, и нежнейшую лирику. Общеизвестной песней стала его «Землянка» — шедевр любовной лирики военных лет.
Не меньшей известностью пользовались в годы войны и стихи К. Симонова. Он работал не только в поэзии, но и в прозе, и в драматургии. К. Симонов, будучи корреспондентом центральных газет, побывал почти на всех фронтах. Не случайно одна из его книг, составленная из фронтовых корреспонденции и очерков, называлась «От Черного до Баренцева моря». Своего рода программным произведением явилось его стихотворение, посвященное А. Суркову, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». По существу, это маленькая медитативная поэма, в которой поэт с особой внимательностью вглядывался в те стародавние, исконные приметы русской национальной жизни, какие свидетельствовали в его глазах о непреходящей силе народа и страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.