Освещение музыкальной жизни народов в годы второй мировой войны—тема исключительно важная и объемная, требующая коллективных усилий ученых разных стран. Поэтому настоящий сборник, подготовленный группой московских и ленинградских авторов накануне 40-летия Победы, отнюдь не претендует на всесторонний и полный охват этой сложной темы. Цель сборника — напомнить новым поколениям читателей о деятельности в годы борьбы с фашизмом прогрессивных музыкантов СССР и ряда зарубежных стран, о высокой гражданственности и гуманистическом пафосе их лучших произведений, вошедших в классический фонд музыки XX века.
Мировое музыкальное искусство военных лет в лучших, вершинных его образцах продемонстрировало невиданные в истории примеры использования музыки как мощного средства патриотического воспитания масс, как сильнейшего фактора духовного подъема борющихся народов. Величайшая освободительная война, потребовавшая невероятного напряжения народных сил, создала свое великое искусство.
Разумеется, многонациональная история музыкальной культуры 1939—1945 годов далеко не исчерпывается материалами, собранными в предлагаемой книге. Эта история еще не написана. Ее создание — дело ближайшего будущего. Оно потребует участия многих специалистов-историков из разных стран мира.
Составители сборника попытались объединить материалы, относящиеся к советской музыке периода Великой Отечественной войны, с серией статей о параллельно развивающемся музыкальном движении в некоторых европейских странах. Такая попытка комплексного изучения данной музыкальной эпохи предпринимается у нас впервые. До недавнего времени советское музыкознание широко и вдумчиво исследовало наследие отечественной музыки 1941 — 1945 годов, но почти не занималось изучением параллельных идейно-эстетических процессов, происходивших в те годы в музыкальных культурах Запада. Исключение в этом плане составила ценная монография Б. Ярустовского “Симфония о войне и мире” (1966), в которой непосредственно сопоставлялись достижения советского и зарубежного симфонизма военного периода. Между тем, музыкальный опыт этих незабываемых лет необычайно ценен и поучителен для наших современников, вновь и вновь ищущих путей социальной активизации музыкального искусства как одного из действенных участников духовной жизни общества. Авторы предлагаемых статей напоминают нам об антифашистской тенденции в творчестве ряда зарубежных композиторов, о воздействии на музыку массового движения Сопротивления, о рождении боевых партизанских песен. Надо ли доказывать, что такого рода материалы нужны не только специалистам-историкам, но и широкому кругу читателей, интересующихся судьбами современного искусства.
Естественно, что центральное место в сборнике заняли статьи, посвященные ведущим жанрам советской музыки, в первую очередь — симфонии. Это наша гордость, это — всемирно признанная классика советского искусства. Здесь выдвинуты на первый план творческие явления, сыгравшие наиболее активную роль в раскрытии темы освободительной войны: это — симфонии великого музыканта наших дней Дмитрия Шостаковича, это — советские оперы о героях войны, созданные и поставленные главным образом уже в послевоенные годы, это — советское песенное искусство, завоевавшее широчайшее признание в народе. Обзор советских песен не ограничивается творчеством военных лет, достаточно широко освещенным нашей литературой, а охватывает и большое количество песен об Отечественной войне, написанных уже в последующие десятилетия.
Особое место в первом разделе книги занимают воспоминания профессора Московской консерватории К. Аджемова о деятельности советского музыкального радио в годы Великой Отечественной войны. Работая в тот период редактором Всесоюзного радио, он собрал обширные материалы, ныне представляющие уникальную историческую ценность. Его интересные мемуары, насыщенные документальными данными (дневники, программы и пр.), вводят читателя в живую художественную атмосферу военных лет.
Чем большая дистанция времени отделяет нас от событий великой войны, тем удивительнее и масштабнее представляется нам духовный подвиг советских и зарубежных музыкантов, помогавших своим творчеством приблизить День Победы.
Четырехлетие Великой Отечественной войны в полной мере подтвердило гражданскую зрелость советской музыки, ее способность жить интересами своего народа. Перед деятелями музыкальною искусства в то время стояла одна главная задача: воспитание мужества и стойкости в борьбе с фашистским нашествием. За короткий срок были созданы такие выдающиеся сочинения, как опера “Война и мир” и Пятая симфония С. Прокофьева, Седьмая (“Ленинградская”) и Восьмая Д. Шостаковича, балет “Гаянэ” и Вторая симфония А. Хачатуряна. Ряд значительных сочинений написали тогда Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Т. Хренников, Д. Кабалевский, Р. Глиэр, В. Шебалин. В их музыке звучали и ненависть к агрессорам, и вера в народ и его полководцев, и призывы к борьбе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.