Музыка в борьбе с фашизмом, страница 4

Выдвижение на первый план высоких гражданских идеалов заставило многих авторов отрешиться от былого увлечения фор­мальными изысками, обратиться к искусству более демократич­ному, общительному, исполненному величавой и высокой про­стоты. Так на протяжении 30-х и начала 40-х годов в творчестве ряда композиторов определился перелом в сторону очищения и просветления языка, усиления мелодического (часто народно-песенного) начала, прояснения ладовой основы. Особенно показа­тельны в этом отношении последние работы Белы Бартока—  Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. В них ярко проявилось стремление автора к классической ясности звукового выражения, органичности претворения фольклорных истоков.

Какие существенные перемены должны были произойти в со­знании музыкантов Запада, чтобы такой «эзотерический» худож­ник, как Арнольд Шенберг, счел нужным обратиться к анти­фашистским замыслам «Оды Наполеону» и «Уцелевшего из Варшавы», чтобы былые приверженцы эксцентричной эстетики Жана

Кокто- Пуленк,  Орик,  Мийо — смогли  стать  певцами  Сопротивления, освободительной борьбы! Даже столь убежденные противники политически"ангажированного»  искусства,  как Стравинский или Кшенек, в эти трагические времена нарушили привычную для них позицию “горделивой изоляции”, чтобы по- своему отразить в творчестве волнующие события: так родились- в качестве живых откликов на события войны- Симфония в трех движениях Стравинского, ряд опусов Кшенека, Орфа, Петрасси, Мессиана, Мартена.

Признаком сознательного поворота ряда больших мастеров к осмыслению сложнейших противоречий эпохи был воскресший интерес к жанру многочастной, философски обобщенной симфо­нии, казалось бы, «отжившей свой век» в годы экспрессионист­ских и неоклассических увлечений. В этом временном Ренессансе западного симфонизма важную роль сыграли плодотворные воз­действия современных русских симфонистов — ив первую оче­редь— Д. Шостаковича. Лучшие из зарубежных симфоний воен­ного времени несомненно сближались с гуманистической тенден­цией советской музыки.

Прямое и непосредственное воплощение народных дум и чая­ний в тяжелую годину войны мы находим в героических песнях антифашистского Сопротивления. Они рождались в разных стра­нах мира на протяжении всего периода войны, отражая стойкость и мужество борющихся масс, их презрение к смерти и веру в победу. Их создавали — наряду с профессиональными поэтами и композиторами — партизаны Югославии. Греции, Словакии, Ита­лии, подпольщики оккупированной Франции, Польши, Бельгии, скандинавских стран. Особые фольклорные традиции складыва­лись в нацистских концлагерях, где политические узники разных национальностей находили в себе силы, чтобы выражать в песнях ненависть к угнетателям и веру в победу. В партизанских песнях получили творческое развитие давние традиции крестьянских песен борьбы — гайдуцких, збойницких песен далекого прошлого. В иных случаях стихийно подхватывались и развивались традиции интернационального пролетарского песенного движения, русских, немецких, итальянских революционных песен прошлых эпох.

В настоящем издании представлены статьи, освещающие опыт массового песенного движения в Болгарии, Чехии, Словакии, Польше, Румынии, Югославии, Франции, а также работы, в кото­рых прослеживаются пути развития антифашистских тенденций в музыкальном искусстве Венгрии и Италии.

Одной из главных задач сборника было обратить внимание советской читающей публики на некоторые малоосвещенные у нас процессы в зарубежном музыкальном искусстве военных лет. История не имеет права проходить мимо этих важнейших творческих документов недавнего художественного прошлого.