Выдвижение на первый план высоких гражданских идеалов заставило многих авторов отрешиться от былого увлечения формальными изысками, обратиться к искусству более демократичному, общительному, исполненному величавой и высокой простоты. Так на протяжении 30-х и начала 40-х годов в творчестве ряда композиторов определился перелом в сторону очищения и просветления языка, усиления мелодического (часто народно-песенного) начала, прояснения ладовой основы. Особенно показательны в этом отношении последние работы Белы Бартока— Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. В них ярко проявилось стремление автора к классической ясности звукового выражения, органичности претворения фольклорных истоков.
Какие существенные перемены должны были произойти в сознании музыкантов Запада, чтобы такой «эзотерический» художник, как Арнольд Шенберг, счел нужным обратиться к антифашистским замыслам «Оды Наполеону» и «Уцелевшего из Варшавы», чтобы былые приверженцы эксцентричной эстетики Жана
Кокто- Пуленк, Орик, Мийо — смогли стать певцами Сопротивления, освободительной борьбы! Даже столь убежденные противники политически"ангажированного» искусства, как Стравинский или Кшенек, в эти трагические времена нарушили привычную для них позицию “горделивой изоляции”, чтобы по- своему отразить в творчестве волнующие события: так родились- в качестве живых откликов на события войны- Симфония в трех движениях Стравинского, ряд опусов Кшенека, Орфа, Петрасси, Мессиана, Мартена.
Признаком сознательного поворота ряда больших мастеров к осмыслению сложнейших противоречий эпохи был воскресший интерес к жанру многочастной, философски обобщенной симфонии, казалось бы, «отжившей свой век» в годы экспрессионистских и неоклассических увлечений. В этом временном Ренессансе западного симфонизма важную роль сыграли плодотворные воздействия современных русских симфонистов — ив первую очередь— Д. Шостаковича. Лучшие из зарубежных симфоний военного времени несомненно сближались с гуманистической тенденцией советской музыки.
Прямое и непосредственное воплощение народных дум и чаяний в тяжелую годину войны мы находим в героических песнях антифашистского Сопротивления. Они рождались в разных странах мира на протяжении всего периода войны, отражая стойкость и мужество борющихся масс, их презрение к смерти и веру в победу. Их создавали — наряду с профессиональными поэтами и композиторами — партизаны Югославии. Греции, Словакии, Италии, подпольщики оккупированной Франции, Польши, Бельгии, скандинавских стран. Особые фольклорные традиции складывались в нацистских концлагерях, где политические узники разных национальностей находили в себе силы, чтобы выражать в песнях ненависть к угнетателям и веру в победу. В партизанских песнях получили творческое развитие давние традиции крестьянских песен борьбы — гайдуцких, збойницких песен далекого прошлого. В иных случаях стихийно подхватывались и развивались традиции интернационального пролетарского песенного движения, русских, немецких, итальянских революционных песен прошлых эпох.
В настоящем издании представлены статьи, освещающие опыт массового песенного движения в Болгарии, Чехии, Словакии, Польше, Румынии, Югославии, Франции, а также работы, в которых прослеживаются пути развития антифашистских тенденций в музыкальном искусстве Венгрии и Италии.
Одной из главных задач сборника было обратить внимание советской читающей публики на некоторые малоосвещенные у нас процессы в зарубежном музыкальном искусстве военных лет. История не имеет права проходить мимо этих важнейших творческих документов недавнего художественного прошлого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.