За Хд принимается ее значение, найденное экспериментально (например, с помощью образцового прибора) и настолько приближающееся к истинному, что для данной цели может быть использовано вместо него. В практике измерений определяется в основном через класс точности прибора (см. определение инструментальной погрешности).
Важное значение имеет относительная погрешность . Она позволяет ответить на вопросы:
- каким из двух различных приборов величина измеряется точнее?
- в какой части шкалы прибора следует производить измерения?
(Чем меньше , тем точнее измеряется величина).
Относительная погрешность определяется из соотношения
= .
Вследствие того, что числовые значения погрешностей выражаются не более чем двумя значащими цифрами, во многих случаях допустимо определять как отношение абcолютной погрешности к показанию прибора Х :
.
В общем случае погрешность измерений ( или ) складывается из следующих составляющих:
- методической погрешности;
- инструментальной погрешности;
- погрешности отсчитывания (субъективная погрешность).
Рассмотрим более подробно составляющие погрешности измерений.
1.1.1. Оценка погрешностей прямых измерений с однократными наблюдениями
Методическая погрешность
При измерении напряжений вольтметры могут быть подключены к точкам цепи постоянно или только на время измерений. Включение прибора в цепь изменяет в той или иной мере ее режим, так как сопротивление участка цепи, к которому подключается вольтметр, шунтируется сопротивлением вольтметра. Аналогично, подключение амперметра приведет к увеличению сопротивления в токовой цепи и изменению тока.
Рис. 1.1. К определению методической погрешности |
Пусть, например, необходимо измерить вольтметром с сопротивлением Rв напряжение U на нагрузке Rн, создаваемое источником, ЭДС которого Е и внутреннее сопротивление Ri (рис.1.1).
Напряжение на нагрузке Rн до включения вольтметра
U=E(Rн/(Ri + Rн)).
После включения вольтметра напряжение на зажимах нагрузки
Ux=E(RнRв/(Rн+R))/(Ri + RнRв/(Rн + Rв)).
Следовательно, даже при идеально точном приборе будет следующая относительная погрешность измерения напряжения, являющаяся по характеру проявления методической:
м = (Ux - U)/U = - Rн/Rв/(1 + Rн/Rв + Rн/Ri).
Эта погрешность равна нулю, когда Rв бесконечно велико или Ri равно нулю. Для измерения обычно выбираются вольтметры, у которых входное сопротивление в 50-100 раз больше сопротивления участка цепи, к которому он подключается.
Подобным образом можно определить и методическую погрешность, возникающую при подключении в токовую цепь амперметра, имеющего собственное сопротивление Ra.
Инструментальная погрешность
Кроме методической погрешности сами средства измерения (приборы) обладают погрешностью, которая называется инструментальной. Инструментальная погрешность в свою очередь состоит из основной и дополнительной. Основной погрешностью прибора называется погрешность, свойственная прибору, используемому в нормальных условиях эксплуатации. Дополнительные погрешности появляются при отличии условий эксплуатации от нормальных. У приборов нормируется основная погрешность. Она нормируется классом точности.
Если на приборе класс точности указан в виде числа, например, 1.5, то в данном случае класс точности численно равен пределу допускаемой основной приведенной погрешности . При этом абсолютная погрешность прибора определится из выражения
= Хнз / 100,
где Хнз - нормирующее значение.
В качестве Хнз принимается:
- верхний предел измерения, если нулевая отметка находится на краю или вне шкалы;
- сумма модулей нижнего и верхнего пределов измерения, если ноль находится внутри шкалы;
- номинальное значение измеряемой величины.
Если на приборе класс точности указан в виде числа, заключенного в окружность, то класс точности равен пределу допускаемой основной относительной погрешности . При этом абсолютная погрешность прибора определится из выражения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.