С доставкой до прилавка
Вопрос о доставке товаров в магазины давно перестал волновать ритейлеров. Но только столичных. В Москве эту задачу берут на себя поставщики. А вот региональным торговцам такой сервис зачастую недоступен. Им приходится решать, что выгоднее - содержать свой автопарк или пользоваться услугами стороннего перевозчика.
Пользоваться услугой доставки товара, которую предоставляют поставщики дешево и удобно. Как правило, поставщики не выставляют специальных цен за поставку своей продукции, так как стоимость перевозки изначально закладывается в цену продукта. Более того, столичные ритейлеры заключают контракты только с теми производителями, кто способен выполнить условия поставки товара, которые сами же и диктуют. Стандартное требование розничной сети к поставщикам таково: обеспечить стабильные, бесперебойные поставки в магазины заявленного ассортимента товаров, независимо от сезонности спроса на товар других контрагентов, а также гарантировать безвозмездную доставку своим транспортом в согласованный интервал времени. "На данный момент нам все доставляют сами поставщики, и этот вид поставки самый эффективный и удобный для нашей сети", - говорит Анна Зайцева, руководитель пресс-службы компании "Седьмой континент". И действительно, зачем мудрить, когда вопросы поставки решаются просто - одним звонком поставщику. Однако в развитии торговой компании все же может наступить момент, когда без собственного автопарка обойтись будет очень сложно. Всерьез о создании автотранспортного предприятия (АТП) ритейлер начинает задумываться при организации распределительного центра. В этом случае доставлять товар из РЦ в магазины сети придется самостоятельно, без помощи поставщиков. Вот тут-то проблема доставки продуктов встает очень остро.
Транспорт при РЦ
Структура логистики торгового предприятия с распределительным центром предполагает, что только часть товаров доставляется в магазины транспортом поставщиков. Остальной товар привозится из собственного РЦ. Например, через распределительный центр ТД "Перекресток" проходит только треть всех товаров, продаваемых в магазинах сети. А в магазинах сети "АБК" этот показатель доходит до 50 %. Как показывает практика, большинство московских сетей, имеющих распределительный центр, предпочитают создавать собственные автотранспортные предприятия. "Пятерочка", "Перекресток", "АБК" - из их числа. Например, система логистики торгового дома "Перекресток" состоит из двух распределительных центров и автотранспортного предприятия. Первый РЦ был открыт в 1996 году, когда сеть "Перекресток" состояла менее чем из десяти супермаркетов, но уже тогда компания начала приобретать собственный автотранспорт. А поскольку РЦ долгое время был загружен не полностью и магазинов, куда поставлялся товар из РЦ, было немного, то, чтобы транспорт не простаивал, ТД "Перекресток" предлагал услуги аутсорсинга по доставке товаров в магазины. Сейчас ситуация обратная. "Автопарк компании насчитывает более 20 автомобилей "МАЗ" грузоподъемностью 10 тонн и 20-тонных тягачей с прицепами, выполняющих рейсы в регионы. Однако наш транспорт не всегда может полностью обеспечить товаропоток. В период пиковых нагрузок "Перекресток" прибегает к услугам сторонних перевозчиков", - говорит Артур Длубак, директор департамента supply chain management ТД "Перекресток".
Транспорт для организации службы доставки рассматривается как отдельный бизнес. Например, в сети магазинов "Седьмой континент" служба доставки вообще представляет собой самостоятельную автономную компанию. В некоторой степени организация службы доставки в продовольственном магазине - это роскошь, привилегия дорогих магазинов, рассчитанных на состоятельного покупателя. И в этом случае, покупая автомашины, ритейлер в большей степени озабочен получением дополнительной прибыли и повышением престижа сети.
Свое или чужое?
Как отмечалось ранее, более всего проблема доставки товара волнует региональных торговцев. Большинство поставщиков в регионах еще не развиты настолько, чтобы самостоятельно осуществлять доставку продуктов ритейлеру по первому его требованию. И вопрос о самостоятельных поставках встает очень остро уже с первых дней существования магазина. Иначе предприятию торговли не избежать дефицита товара. Даже те компании, которые в Москве используют исключительно транспорт поставщиков, при выходе в регионы рассматривают возможность создания собственного распределительного центра (и, соответственно, собственного автопарка) либо вариант аутсорсинга, о чем заявила, например, Анна Зайцева из компании "Седьмой континент".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.