менее развитым (низким) уровнем развития умственных способностей.
При таком подходе решения проблемы дифференциации психологу необходимо учитывать, что внутри каждой группы предполагается ещё более детализированная дифференциация учащихся, в зависимости от их психолого-педагогической типологии.
Далее предполагается психологическая характеристика каждой из групп, согласно их типологии, которые разработаны в НИИ психологии УССР. Согласно экспериментальным данным первая группа учащихся с ускоренным темпом развития составляет примерно 15-20% от общего числа первоклассников 6 и 7-летнего возраста. Эти дети обладают повышенными способностями в силу того, что их умственное развитие происходит в более быстром темпе, чем у остальных детей. В результате та стадия умственного развития, которую средний ребёнок достигает к 6-7 годам, у них наступает в 5 лет. Следовательно, в 6 лет они находятся уже на более высокой стадии и для дальнейшего умственного развития, им требуется более сложные умственные задания.
Дети, принадлежащие к рассматриваемому типу, выделяются, прежде всего, неутомимой любознательностью, стремлением постоянно загружать себя познавательными задачами, ставить пред собой различные поисковые цели. Они не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов; внешних сторон предмета, а стремятся проникнуть в суть, понять связь явлений. При этом познавательный интерес довольно устойчив и может поддерживать деятельность ребёнка достаточное время.
Другой отличительной чертой детей с повышенными способностями является относительно высокий уровень логического мышления, способность к правильным рассуждениям, умозаключениям, классифицированию и т.п. Они любят и умеют составлять различные таблицы, схемы, модели, осознают связь результата со способами его достижения. Дети способны самостоятельно выделить учебную задачу и сделать её целью деятельности. У детей, принадлежащих к рассматриваемой группе, сложилось представление о школе, о роли школьника. У детей сформирована ориентация на учебную деятельность, позиционность, критичность к действиям взрослых и сверстников; дети способны устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности.
Детей со средним уровнем умственного развития характеризуют следующие показатели. Они имеют довольно высокий уровень познавательных способностей (внимание, память, мышление), характеризуются уверенностью в себе, но не достигают соответствующих успехов в учёбе из-за недостаточного развития, как мотивационной сферы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.