4. Наличие вариантности и альтернативности проектируемых решений, что позволит осуществить поиск вариантов оптимальных в эколого-экономическом и эколого-социальном отношении и решить вопрос о замене технологий и веществ.
5. Соблюдения историко-культурных и этнических интересов населения. Этот аспект направлен на сохранение, как региона, так и населения.
6. Перспектива устойчивого развития (в том числе и экологического) общества. Данный аспект рассматривает экономические, экологические, технические, социальные, политические показатели проектируемого объекта в их взаимосвязи.
Исходя из выше названных аспектов, экологическая экспертиза способствует экологическому развитию государства. Термин «экологическое развитие» был введен при подготовке Стокгольмской конвенции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. и определяется как совершенная форма социально – экономического развития общества, которая учитывает:
А). Экологические ограничения для данного исторического времени, связанные с антропогенными нарушениями окружающей среды и самого человека.
Б). Воспроизводство и рациональное использование природных богатств.
Таким образом, экологическая экспертиза осуществляет экологический контроль за планированием народного хозяйства на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом сочетания экологических и экономических аспектов. А это в свою очередь на стадии проектирования позволит сократить затраты на охрану окружающей среды.
2.
Субъектами экологической экспертизы являются:
- министерство охраны окружающей природной среды Украины, его органы на местах, созданные им специальные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии.
- Другие органы местного самоуправления и государственной власти согласно действующему законодательству.
- общественные организации экологического направления или созданные ими специальные формирования.
- Другие учреждения, организации и предприятия, в т.ч. иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы.
- отдельные граждане в порядке, предусмотренном законом.
Объектами экологической экспертизы, согласно ст.27 ЗУ «Об охране окружающей природной среды» и ст.7 ЗУ «Об экологической экспертизе» являются:
1. Проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные и проектные материалы, документация по применению новой техники, технологий материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы жизни и здоровью людей.
2. Экологические ситуации, которые создались в определенной местности, действующие объекты и комплексы, которые оказывают значительное отрицательное воздействие, могут быть объектами государственной экологической экспертизы только по решению правительства или местных органов самоуправления.
3. Действующие экологически опасные объекты и комплексы, в том числе военные, могут быть объектами государственной экологической экспертизы исключительно по решениям правительства или местных органов самоуправления.
В ст.8 ЗУ содержатся общие требования, предъявляемые к проведению экологической экспертизе. Так, к документации на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности с комплексной эколого-экономической оценкой воздействия на состояние окружающей природной среды (ОВОС), оценкой экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами снижения такого влияния. В случае необходимости лица, которые передают документацию, организовывают и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учет общественного мнения к запланированной деятельности, гарантируют достоверность предварительного ОВОС, которая отображается в Заявлении об экологических последствиях этой деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.