Как раз на этой стадии подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением алкоголя и табака в первый раз.
Позже с началом обучением в старших классах юноши и девушки стоят перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к злоупотреблению алкоголя и табака.
Профилактические встречи в рамках программы популяризации здоровья адаптированы для проведения профилактических интервенций с учащимися средних и старших классов.
Профилактическая программа включает встречи с родителями, соответствующие тематике встреч со школьниками, например, содержащие информацию об алкоголе и табаке и их неблагоприятном действии, что создаёт возможность внутрисемейных обсуждений, посвящённых употреблению алкоголя и табака и способствует выработке чёткой политики в отношении употребления их в самих семьях. Профилактическая работа, направленная на семью имеет больший эффект, чем встречи, направленные только на школьников.
С него же начинается и как развивается употребление алкоголя и табака? Было выявлено несколько факторов, которые позволяют отличать тех школьников, у кого высокая вероятность употребления алкоголя и табака от тех, у кого она низкая. Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению алкоголя и табака, называются факторами «риска», а те, которые связаны с пониженной склонностью к употреблению алкоголя и табака, называются «защитными» факторами.
Существует множество факторов риска начала употребления алкоголя и табака, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию ребёнка. Исходя их этих соображений, влияющие на раннее развитие ребёнка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными.
Этими факторами могут быть:
- неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют алкоголем;
- неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с неуравновешенным поведением;
- отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей.
Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими вне семьи. Некоторые из этих факторов:
- неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;
- неудачное участие в школьных мероприятиях;
- неспособность справиться с общественными задачами;
- принадлежность к «отвергнутым»;
- позитивное отношение к поведению употребляющих алкоголь и табак в школе, среди сверстников и в обществе;
- доступность алкоголя и табака.
Были определены также некоторые защитные факторы. Эти факторы не всегда являются абсолютно противоположенными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерными защитными факторами являются:
- крепкие семейные связи;
- положение, когда родители следят за поведением своих детей, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им данные правила поведения внутри семьи;
- успех в школьных мероприятиях;
- крепкая связь с социальными институтами, например, семьёй и школой.
Изучение факторов и процессов, которые увеличивают риск употребления алкоголя и табака или защищают от их употребления, определило основные мишени наших профилактических интервенций:
- отношение к употреблению алкоголя и табака;
- отношения со сверстниками;
- отношения в семье;
- отношения в школе.
Предупреждение употребления алкоголя и табака школьниками в ходе реализации программы популяризации здоровья ведётся посредством развития социальных и личностных навыков, укрепления социально-полезных отношений и поведения, а также информирования об опасных для здоровья последствиях употребления алкоголя и табака.
Сценарий проведения встреч.
Встреча 1. Знакомство, начало темы “Здоровье и курение”
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.