Введение
Обеспечениекачестватоваровиуслугкакосновная
цельдеятельностипостандартизации, метрологии
исертификации
Изложение посвящается следующим вопросам:
1) рассмотрению сущности качества как цели деятельности по стандартизации и сертификации (рис. 1);
2) разъяснению ряда «сквозных» (ключевых) терминов (качество, показатель качества, контроль качества, испытание, система качества), применяемых во всех главах учебника и обобщенных нормативных документах (1—38)*;
3) характеристике требований к качеству продукции;
4) оценке качества товаров и системы качества организаций.
Хотя в наименовании учебной дисциплины, излагаемой в книге, третьей составляющей является «сертификация», на рис. 1 эта составляющая представлена «оценкой соответствия». Последний термин является более точным и универсальным, поскольку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной» перестала быть основной формой этой деятельности.
Рассмотрим сущность и формы оценки соответствия. Оценка соответствия — прямое или косвенное соблюдение требований, предъявляемых к объекту (1).
Например, на предприятиях розничной торговли соблюдение требований электрической безопасности можно установить: прямым способом, измеряя прочность электрической изоляции, токи утечки электрической сети и оборудования; косвенным способом — проверкой наличия у администрации Технического отчета по безопасности электрического оборудования, составленного по результатам проверки магазина инспекторами Росэнерго.
Любая процедура оценки соответствия направлена на сбор доказательств, позволяющих с достаточной степенью обоснованности принять решение и сделать заключение о соответствии, которое фиксируется в различных документах (сертификатах соответствия, лицензиях, протоколах испытания, актах проверки и пр.). Для более опасной продукции объем доказательной базы должен быть более значительным, чем для менее опасной.
Кроме сертификации существуют другие формы оценки соответствия:
декларирование соответствия (подтверждение соответствия первой стороной — поставщиком);
аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории);
государственная регистрация (экспертиза потенциально опасной продукции и при положительных результатах выдача свидетельства о ее госрегистрации, дающего право на изготовление данной продукции на территории РФ и ввоз на территорию РФ);
государственный надзор (проверка соответствия товаров, услуг, процессов органами Госсанэпиднадзора, ветеринарного надзора и пр.);
испытание;
ввод в эксплуатацию объекта;
лицензирование.
Рассмотренные выше формы оценки соответствия указаны в Федеральном законе «О техническом регулировании». В работе [48] приводится еще одна форма оценки — «одобрение типа». Согласно международному стандарту (ИСО/ МЭК 17000) одобрение — это разрешение на выход продукции на рынок или использование ее по заданному назначению. Объектом этой процедуры является продукция приборо- и машиностроения, источником опасности которой является конструкция. Документ, подтверждающий соответствие, имеет аналогичное название «одобрение типа». Примером такого документа является «одобрение типа транспортного средства», которое обеспечивает его допуск к эксплуатации.
Процедура утверждения типа в определенной мере аналогична процедуре регистрации. Изготовители и поставщики представляют на рассмотрение уполномоченного органа соответствующие протоколы испытаний, после оценки которых этот орган включает продукцию в регистр (реестр), где приводится перечень одобренной продукции. Различие этих форм — в объектах и конкретных целях процедур оценки соответствия: если одобрение типа подтверждает безопасность конструкции сложнотехнической продукции, то регистрация — безопасность компонентов рецептуры расходуемой продукции (пищевой, лекарственной, парфюмерно-косметической).
К специфическим формам оценки соответствия услуг относятся классификация по категориям качества (категории гостиниц, ресторанов).
Формы оценки соответствия подразделяются в работе [48] на две категории: 1) предрыночные; 2) рыночные. К первой категории относятся (применительно к оценке соответствия товаров народного потребления) такие процедуры, как обязательное подтверждение соответствия, регистрация, утверждение типа, а ко второй — государственный контроль (надзор).
В свете изложенного можно предположить, что в новом поколении государственных образовательных стандартов будет осуществлена коррекция наименования учебной дисциплины и она будет называться «Стандартизация, метрология и оценка соответствия».
1. Сущностькачества
Деятельность в области стандартизации, метрологии и сертификации направлена на обеспечение качества процессов и продукции как результата процесса.
Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям (6). Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).
Первый элемент — объект качества, которым могут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной комбинации является такое всеобъемлющее свойство, как «качество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции «качества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и пр.
Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (6).
В дальнейшем качество будет рассматриваться применительно к такой сфере деятельности, как коммерция, и к основным ее объектам — товарам и услугам.
Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Рассмотрим второй элемент качества — характеристики. Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть качественными (например, запах и вкус пищевого продукта, вежливость и профессионализм продавца) и количественными (скорость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).
Третий элемент — требования. Требования — это прежде всего проявление потребностей. Существует иерархия потребностей. В ее основании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) — потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности. Вершину пирамиды составляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).
Поставщики* должны обеспечивать удовлетворение потребностей. Достижение высокой удовлетворенности потребителей — основа политики качества поставщика. Чтобы успешно конкурировать, необходимо своевременно предвидеть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребности. «Потребитель должен получить то, что хочет, когда он это хочет» — таков первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э. Демингом**.
Вышеизложенный материал позволяет понять определения терминов, сформулированные отечественными учеными.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (3).
Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (3). Например, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназначенной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.
Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагрузка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 Н, 1000 ч).
2. Характеристикатребованийкпродукции
2.1. Общая характеристика требований
Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, эргономики, ресурсосбережения, безопасности, надежности, экологичности, технологичности, эстетичности.
Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.): а) функциональную пригодность; б) состав и структуру сырья и материалов; в) совместимость и взаимозаменяемость.
Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования*.
Требования ресурсосбережения — это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.
Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Требования экологичности — отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.
Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственная конфигурация, качество отделки изделия или помещения).
Рассмотрим подробнее совместимость и взаимозаменяемость, так как другие требования обстоятельно разобраны в товароведении.
Совместимость — пригодность продукции (процессов и услуг) к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований (5).
При установлении состава требований совместимости должен использоваться системный подход, предусматривающий учет взаимосвязи в системах: «техника — среда» (например, совместимость электроприборов с электрической сетью, телефонных аппаратов с телефонной сетью и пр.); «техника — техника» (например, взаимное влияние электромагнитных излучений изделий техники — кондиционеров, холодильников, телевизоров, используемых в едином пространстве, — комнате, автомобиле); информационной совместимости в части «терминология — структура и обозначения документов» (например, при совместной работе специалистов разных отраслей хозяйства, различных стран); «продукция — тара — транспортные средства» (геометрическая совместимость); «изделие — составные части»; «человек — техника».
Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполнения одних и тех же требований (5). Различают требования по геометрической и функциональной взаимозаменяемости.
Положения стандарта, регламента, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».
2.2. Характеристика требований безопасности
В законодательных актах и стандартах требования безопасности выделяют в особую группу как приоритетные. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О стандартизации» к обязательным требованиям относили безопасность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость. В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — ФЗ о техническом регулировании) к обязательным требованиям относятся безопасность продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность). При этом под безопасностью понимается (1) состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда:
жизни или здоровью граждан;
имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;
окружающей среде;
жизни или здоровью животных и растений.
В ФЗ о техническом регулировании детализируются требования по безопасности: безопасность излучений; биологическая безопасность; взрывобезопасность; механическая безопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; термическая безопасность; химическая безопасность; электрическая безопасность; ядерная и радиационная безопасность; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности приборов и оборудования.
Статьей 7 ФЗ о техническом регулировании (1) был установлен «закрытый» (не допускающий дополнений) перечень видов опасности. Специалисты квалифицировали такую редакцию статьи как немотивированное ограничение для разработчиков технических регламентов. В частности, в перечне отсутствовали требования по информационной безопасности. Актуальность этих требований глубоко осознана предпринимательским сообществом. Соблюдение правил безопасности гарантирует бесперебойность бизнеса и минимизирует возможный ущерб. Среди гражданских учреждений одними из главных пользователей информационной безопасности являются банки.
Развитие техники и технологии приводит к возникновению новых видов и источников опасности, что требовало внесения изменений в ФЗ о техническом регулировании. В свете изложенного следует одобрить новую редакцию ст. 7 (2). Так, п. 1 указанной статьи дополнен абзацем следующего содержания: «... другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6 настоящего федерального закона». Указанная формулировка позволила сделать перечень видов опасности «открытым».
В качестве обязательных требований также рассматриваются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; единство измерений (этот термин подробно рассмотрен в гл. 3 настоящего учебника).
Безопасность достигается также применением ветери-нарно-санитарных и фитосанитарных мер.
Фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в отношении продукции растительного происхождения, которая по своей природе и (или) своему способу переработки: может создавать риск проникновения на территорию РФ и (или) распространения вредных организмов*.
Ветеринарно-санитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Оценка соответствия требованиям безопасности не ограничивается сопоставлением фактического значения показателей безопасности с нормативами — необходимы анализ и оценка риска нарушения нормативов безопасности.
Согласно (1) риск — это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
В (27) дано определение в более краткой и общей форме: риск — сочетание вероятности события и его последствий. Если согласно (27) событие — возникновение специфического набора обстоятельств, при котором происходит явление, а источник — объект или деятельность с потенциальными последствиями, то оценка риска базируется на анализе цепочки: Источник (причина, фактор) —> Событие —> Последствие (следствие). Действия, предпринимаемые для устранения нежелательной ситуации и направленные на устранение риска (или снижения его до допустимого уровня), составляют процедуру, называемую управлением риском, или менеджментом риска.
В управлении риском наиболее эффективны предупреждающие действия. Например, для обеспечения безопасности автомобиля необходимо повышенное внимание к дорожной обстановке (как потенциальному источнику опасности), применение подушек безопасности и других мер, а также страхование ответственности для снижения тяжести последствий ДТП.
Таким образом, характеристика безопасности без указания на степень риска не несет полезной информации. Поэтому понятны следующие рекомендации стандарта (26):
1) слова «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска;
2) не следует употреблять слова «безопасность» и «безопасный» в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации. Рекомендуется всюду, где только возможно, эти слова заменять признаками предмета, например:
—«защитный шлем» вместо «безопасный шлем»;
—«нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».
Даже в Инструкции по применению потребительских товаров (25) следует учитывать (на качественном уровне) степени риска. В частности, для предупреждения потребителей должны быть использованы сигнальные слова, соответствующие классификации степени риска:
«Опасность» — предупреждение о большом риске;
«Предупреждение» — предупреждение о среднем риске;
«Внимание» — предупреждение о малом риске.
Требования к безопасности в качественной форме задаются преимущественно в законах. Например, в законодательных актах (директивах) Европейского союза (ЕС), в частности в директиве 9837/ЕС «Машины и механизмы», существенные требования сформулированы следующим образом: «Шум должен быть минимальным при существующем уровне развития науки и техники». Конкретные требования по безопасности с указанием степени риска устанавливаются в стандартах, гармонизированных с техническими законами (техническими регламентами).
В практике наиболее распространены два метода анализа рисков.
В основе первого метода лежит анализ причинно-следственной диаграммы: Последствие —> Событие («слабые» места конструкции или технологического процесса) -» Причины.
Выявление наиболее важных причин позволяет разработать действия (меры), направленные на устранение «слабых» мест в конструкции и технологии производства, и тем самым снизить степень опасности последствий.
Второй метод получил практическое применение, стандартизирован в автомобильной промышленности (ГОСТ 51814.2—2001) и позволяет дать количественную оценку рисков.
3. Оценкакачества
Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием (6). Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.
Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.
Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.
В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.
Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии (см. гл. 3).
Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.
Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой (5).
Иллюстрацией контроля качества продукции как комплексной процедуры является, например, контроль качества ткани. Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответствия утвержденному образцу — эталону по цвету, рисунку), контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины, ширины, толщины), испытаний (на сопротивление истиранию, разрывную прочность), химического анализа (определение волокнистого состава).
Рассмотрим подробнее значение испытания как процедуры. Основным средством испытаний является испытательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании.
При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств).
По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными. Испытания товаров проводят главным образом в лабораторных условиях.
Основное требование к качеству проведения испытания — точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии.
В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредственно на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в нескольких контролируемых лабораториях. По отклонению результатов испытаний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.
Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация лабораторий — официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний (5).
В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий.
Согласно Правилам проведения сертификации в Российской Федерации к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная испытательная лаборатория.
Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, укажем на то, что стандарт на продукцию (услугу) разрабатывается в следующей последовательности: изучение потребности в стандартизируемом объекте — установление требований к качеству — установление характеристик — установление методов контроля характеристик.
Центральным разделом любых правил сертификации конкретной продукции или услуг (см. приложения 5 и 6) является таблица следующей формы:
Наименование объекта |
Код объекта |
Характеристики, подтверждаемые при сертификации |
Обозначения стандартов, по которым производится сертификация |
|
на объекты, по которым установлены характеристики |
на методы контроля (проверок) |
4. Системакачества
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продукции. Фундаментальным понятием в учении о СК является понятие «процессы жизненного цикла продукции» (ЖЦП).
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.
Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рис. 2). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — процессами жизненного цикла продукции. Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.
На этапе маркетинговых исследований осуществляется систематическая работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможности поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.
На этапе составления технического задания выявленные в результате маркетинговых исследований потребительские требования трансформируются в технические требования. Итогом является техническое задание (задание технических характеристик нового изделия или услуги).
На этапе проектирования создается опытный образец и техническая документация (конструкторская и технологическая документация).
В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.
В процессе изготовления осуществляются отработка и проверка технологического процесса и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении материальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения (приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к продаже) в соответствии с технологическими регламентами.
Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. Заключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.
Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению качества в сфере производства и при хранении на складах.
Распределение и реализация составляют процесс обращения — часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем. На этапе обращения решается задача поддержания сформированного при производстве качества при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на торговых складах. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности, осуществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача исполнителей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.
На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управлению подключается потребитель продукции. Оттого, насколько грамотно он использует (эксплуатирует) продукцию, будет, в частности, зависеть срок ее службы.
На этапе технического обслуживания к управлению качеством также подключается сервисная организация, которая выполняет профилактические мероприятия, ремонт и тем самым поддерживает качество изделия на этапе эксплуатации.
На этапе утилизации необходимо употребить с пользой вышедшее из эксплуатации изделие, в частности, реализовать его качество как сырья. Кроме того, необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.
Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества — от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.
Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента — «скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией» (6). В широком смысле она охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
Глава 1
ТЕХНИЧЕСКОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
КАКОСНОВАДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
ИСЕРТИФИКАЦИИ
Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. По мнению А. А. Нестерова [30], ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России.
Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики (см. подразд. 1.2 данной главы).
1.1. Общаяхарактеристикатехническогорегулирования
1.1.1. Понятие о техническом регулировании
Эффективно работающий мировой рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если
государство будет осуществлять функцию регулирования в отношении объектов и субъектов.
Если объектом регулирования являются продукция и технические процессы (производство, строительство, ремонт и пр.), то оно заключается в поддержании постоянного значения какого-либо параметра (например, скорости, давления, температуры) с помощью технических средств.
Регулирование в отношении субъектов — это упорядочение отношений между ними как участниками работ по управлению параметрами объектов.
Техническое регулирование как частный случай управления проявляется прежде всего в принятии государством мер, направленных на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.
Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен суль-фонамид— вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина— в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом велись переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).
Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический» барьер. Но в практике очень много искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынок, часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанными органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.
В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект.
По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как программа тарифного регулирования— всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).
В Германии эффект от применения мер технического регулирования достигает 1,0% от ВВП.
Задача г_осуддр.ствешшшт)егулирх)вайия-41е ограничивается обеспечением свободного перемещения товаров, как этого требует бизнес. Оно должно быть направлено на предотвращение появления опасных товаров на рынке в соответствии с требованиями граждан и общества (значение безопасности рассмотрено в предыдущей главе).
Государство, как отмечает проф. В. Г. Версан [9], должно принимать три основные группы мер регулирования для обеспечения баланса между безопасностью поступающей на рынок продукции и ее свободным перемещением к потребителям.
Первая группа — меры, базирующиеся на законодательстве по качеству и безопасности поставляемой продукции. Они формируются на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Вторая группа — меры по техническому регулированию с целью достижения безопасности продукции.
Третья группа — меры, направленные на обеспечение качества и конкурентоспособности продукции на основе использования добровольных стандартов и добровольной сертификации, внедрения систем качества и т.д. Эти меры реализуют хозяйствующие субъекты при минимальном вмешательстве государства.
Объектами технического регулирования являются продукция, процессы ЖЦП, работы и услуги*.
Как указывалось выше, субъектами технического регулирования являются:
1) органы власти (Правительство и министерства РФ);
2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);
3) органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (более 2500 ед.);
4) субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
5) разработчики технических законов и стандартов.
Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.
Согласно (2): «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
В определение термина «техническое регулирование», данное в новой редакции 2007 г. (2) ФЗ о техническом регулировании, внесен ряд принципиальных уточнений:
1) из сферы регулирования на
основе указанного Закона исключены
процессы производства, эксплуатации,
хранения, не связанные с требова
ниями к продукции, в частности, с ее конечной безопасностью. В мировой
практике требования к процессам производства, эксплуатации, хранения
и перевозки продукции включаются в сферу
законодательства об охране
труда, требования к утилизации — в сферу законодательства об охране
окружающей среды. Вопросы профессиональной
безопасности и здраво
охранения не входят в сферу технического регулирования.
По этой же причине утратила силу ст. 8(1). Дело в том, что в ней содержались обязательные требования не только к отдельным видам продукции, но и к процессам производства, эксплуатации и другим процессам жизненного цикла;
2) внесено указание на то, что обязательные требования относятся к такой предпроизводственной стадии ЖЦП, формирующей безопасность продукции, как проектирование (включая изыскания). Слово «проектирование» внесено в формулировку 20 абзацев ФЗ о техническом регулировании в редакции 2007 г. (2);
3) в формулировке новых абзацев присутствует слово «строительство», и тем самым показывается, что техническое регулирование распространяется не только на производство продукции, но и на строительство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.