Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации

Страницы работы

150 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Введение

Обеспечениекачестватоваровиуслугкакосновная

цельдеятельностипостандартизации, метрологии

исертификации

Изложение посвящается следующим вопросам:

1)  рассмотрению сущности качества как цели деятель­ности по стандартизации и сертификации (рис. 1);

2)  разъяснению ряда «сквозных» (ключевых) терминов (качество, показатель качества, контроль качества, испыта­ние, система качества), применяемых во всех главах учеб­ника и обобщенных нормативных документах (1—38)*;

3)  характеристике требований к качеству продукции;

4)  оценке качества товаров и системы качества органи­заций.

Хотя в наименовании учебной дисциплины, излагаемой в книге, третьей составляющей является «сертификация», на рис. 1 эта составляющая представлена «оценкой соот­ветствия». Последний термин является более точным и универсальным, поскольку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной» перестала быть основной формой этой деятельности.

Рассмотрим сущность и формы оценки соответствия. Оценка соответствия — прямое или косвенное соблюдение требований, предъявляемых к объекту (1).

Например, на предприятиях розничной торговли соб­людение требований электрической безопасности можно установить: прямым способом, измеряя прочность электри­ческой изоляции, токи утечки электрической сети и обо­рудования; косвенным способом — проверкой наличия у администрации Технического отчета по безопасности элек­трического оборудования, составленного по результатам проверки магазина инспекторами Росэнерго.

Любая процедура оценки соответствия направлена на сбор доказательств, позволяющих с достаточной степенью обоснованности принять решение и сделать заключение о соответствии, которое фиксируется в различных докумен­тах (сертификатах соответствия, лицензиях, протоколах испытания, актах проверки и пр.). Для более опасной про­дукции объем доказательной базы должен быть более зна­чительным, чем для менее опасной.

Кроме сертификации существуют другие формы оценки соответствия:

декларирование соответствия (подтверждение соответ­ствия первой стороной — поставщиком);

аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории);

государственная регистрация (экспертиза потенциально опасной продукции и при положительных результатах вы­дача свидетельства о ее госрегистрации, дающего право на изготовление данной продукции на территории РФ и ввоз на территорию РФ);

государственный надзор (проверка соответствия това­ров, услуг, процессов органами Госсанэпиднадзора, ветери­нарного надзора и пр.);

испытание;

ввод в эксплуатацию объекта;

лицензирование.

Рассмотренные выше формы оценки соответствия указа­ны в Федеральном законе «О техническом регулировании». В работе [48] приводится еще одна форма оценки — «одоб­рение типа». Согласно международному стандарту (ИСО/ МЭК 17000) одобрение — это разрешение на выход про­дукции на рынок или использование ее по заданному на­значению. Объектом этой процедуры является продукция приборо- и машиностроения, источником опасности кото­рой является конструкция. Документ, подтверждающий со­ответствие, имеет аналогичное название «одобрение типа». Примером такого документа является «одобрение типа транспортного средства», которое обеспечивает его допуск к эксплуатации.

Процедура утверждения типа в определенной мере аналогична проце­дуре регистрации. Изготовители и поставщики представляют на рассмот­рение уполномоченного органа соответствующие протоколы испытаний, после оценки которых этот орган включает продукцию в регистр (реестр), где приводится перечень одобренной продукции. Различие этих форм — в объектах и конкретных целях процедур оценки соответствия: если одобре­ние типа подтверждает безопасность конструкции сложнотехнической про­дукции, то регистрация — безопасность компонентов рецептуры расходу­емой продукции (пищевой, лекарственной, парфюмерно-косметической).

К специфическим формам оценки соответствия услуг относятся классификация по категориям качества (катего­рии гостиниц, ресторанов).

Формы оценки соответствия подразделяются в рабо­те [48] на две категории: 1) предрыночные; 2) рыночные. К первой категории относятся (применительно к оценке соответствия товаров народного потребления) такие проце­дуры, как обязательное подтверждение соответствия, реги­страция, утверждение типа, а ко второй — государственный контроль (надзор).

В свете изложенного можно предположить, что в новом поколении государственных образовательных стандартов будет осуществлена коррекция наименования учебной дис­циплины и она будет называться «Стандартизация, метро­логия и оценка соответствия».


1. Сущностькачества

Деятельность в области стандартизации, метрологии и сертификации направлена на обеспечение качества процес­сов и продукции как результата процесса.

Качество — степень соответствия присущих характери­стик требованиям (6). Понятие качества включает три эле­мента: объект, характеристики, потребности (требования).

Первый элемент — объект качества, которым могут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной ком­бинации является такое всеобъемлющее свойство, как «ка­чество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потре­бителей стали рассматривать именно с позиции «качества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов про­цесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физи­ческого и морального здоровья, качество образования и пр.

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных це­лях (6).

В дальнейшем качество будет рассматриваться приме­нительно к такой сфере деятельности, как коммерция, и к основным ее объектам — товарам и услугам.

Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходя­щая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью привлечения внима­ния, приобретения, использования или потребления.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятель­ности исполнителя по удовлетворению потребности потре­бителя.

Рассмотрим второй элемент качества — характеристики. Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть каче­ственными (например, запах и вкус пищевого продукта, веж­ливость и профессионализм продавца) и количественными (скорость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

Третий элемент — требования. Требования — это преж­де всего проявление потребностей. Существует иерархия потребностей. В ее основании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке воз­растания) — потребности в безопасности, в удобстве и ком­фортности пользования, эстетические, социальные потреб­ности. Вершину пирамиды составляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

Поставщики* должны обеспечивать удовлетворение по­требностей. Достижение высокой удовлетворенности по­требителей — основа политики качества поставщика. Чтобы успешно конкурировать, необходимо своевременно предви­деть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребно­сти. «Потребитель должен получить то, что хочет, когда он это хочет» — таков первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э. Демингом**.

Вышеизложенный материал позволяет понять определе­ния терминов, сформулированные отечественными учеными.

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять опреде­ленные потребности в соответствии с ее назначением (3).

Показатель качества продукции — количественная ха­рактеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (3). Например, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не бу­дет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназна­ченной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопро­тивление истиранию» и др.

Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагрузка, ресурс) и значение показателя (соот­ветственно 50 Н, 1000 ч).


2. Характеристикатребованийкпродукции

2.1. Общая характеристика требований

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к боль­шинству товаров и услуг, являются требования: назначе­ния, эргономики, ресурсосбережения, безопасности, надеж­ности, экологичности, технологичности, эстетичности.

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производи­тельность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.): а) функциональную пригодность; б) состав и структуру сырья и материалов; в) совместимость и взаи­мозаменяемость.

Требования эргономики — это требования согласованно­сти конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования*.

Требования ресурсосбережения — это требования эко­номного использования сырья, материалов, топлива, энер­гии и трудовых ресурсов.

Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Требования надежности — сохранение во времени в уста­новленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслужи­вания, хранения и транспортирования.

Требования экологичности — отсутствие вредного воз­действия продукции на окружающую среду при производ­стве, эксплуатации и утилизации.

Требования технологичности — приспособленность про­дукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с мини­мальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования — это требования к способ­ности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, про­странственная конфигурация, качество отделки изделия или помещения).

Рассмотрим подробнее совместимость и взаимозаменя­емость, так как другие требования обстоятельно разобраны в товароведении.

Совместимость — пригодность продукции (процессов и услуг) к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований (5).

При установлении состава требований совместимости должен использоваться системный подход, предусматри­вающий учет взаимосвязи в системах: «техника — среда» (например, совместимость электроприборов с электриче­ской сетью, телефонных аппаратов с телефонной сетью и пр.); «техника — техника» (например, взаимное влияние электромагнитных излучений изделий техники — конди­ционеров, холодильников, телевизоров, используемых в едином пространстве, — комнате, автомобиле); информаци­онной совместимости в части «терминология — структура и обозначения документов» (например, при совместной ра­боте специалистов разных отраслей хозяйства, различных стран); «продукция — тара — транспортные средства» (гео­метрическая совместимость); «изделие — составные части»; «человек — техника».

Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изде­лия (процесса, услуги) в целях выполнения одних и тех же требований (5). Различают требования по геометрической и функциональной взаимозаменяемости.

Положения стандарта, регламента, содержащие требо­вания, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характери­стику, то применяют термин «норматив».

2.2. Характеристика требований безопасности

В законодательных актах и стандартах требования безо­пасности выделяют в особую группу как приоритетные. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О стандартизации» к обязательным требованиям относили безопасность, экологичность, совместимость и взаимозаме­няемость. В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — ФЗ о техниче­ском регулировании) к обязательным требованиям отно­сятся безопасность продукции, процессов производства,

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции (далее — безопасность). При этом под безопасностью понимается (1) состояние, при котором отсутствует недо­пустимый риск, связанный с причинением вреда:

жизни или здоровью граждан;

имуществу физических или юридических лиц, государ­ственному или муниципальному имуществу;

окружающей среде;

жизни или здоровью животных и растений.

В ФЗ о техническом регулировании детализируются требования по безопасности: безопасность излучений; био­логическая безопасность; взрывобезопасность; механиче­ская безопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; термическая безопасность; химическая безо­пасность; электрическая безопасность; ядерная и радиаци­онная безопасность; электромагнитная совместимость в ча­сти обеспечения безопасности приборов и оборудования.

Статьей 7 ФЗ о техническом регулировании (1) был установлен «закрытый» (не допускающий дополнений) перечень видов опасности. Специалисты квалифицировали такую редакцию статьи как немотиви­рованное ограничение для разработчиков технических регламентов. В частности, в перечне отсутствовали требования по информационной без­опасности. Актуальность этих требований глубоко осознана предприни­мательским сообществом. Соблюдение правил безопасности гарантиру­ет бесперебойность бизнеса и минимизирует возможный ущерб. Среди гражданских учреждений одними из главных пользователей информаци­онной безопасности являются банки.

Развитие техники и технологии приводит к возникновению новых видов и источников опасности, что требовало внесения изменений в ФЗ о техническом регулировании. В свете изложенного следует одобрить новую редакцию ст. 7 (2). Так, п. 1 указанной статьи дополнен абзацем следующего содержания: «... другие виды безопасности в целях, соответ­ствующих п. 1 ст. 6 настоящего федерального закона». Указанная форму­лировка позволила сделать перечень видов опасности «открытым».

В качестве обязательных требований также рассматрива­ются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; единство измерений (этот термин подробно рассмотрен в гл. 3 настоящего учебника).

Безопасность достигается также применением ветери-нарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Фитосанитарные меры — обязательные для исполне­ния требования и процедуры, устанавливаемые в отноше­нии продукции растительного происхождения, которая по своей природе и (или) своему способу переработки: может создавать риск проникновения на территорию РФ и (или) распространения вредных организмов*.

Ветеринарно-санитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринар­ном отношении продуктов животноводства и защиту на­селения от болезней, общих для человека и животных.

Оценка соответствия требованиям безопасности не огра­ничивается сопоставлением фактического значения показа­телей безопасности с нормативами — необходимы анализ и оценка риска нарушения нормативов безопасности.

Согласно (1) риск — это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью жи­вотных и растений с учетом тяжести этого вреда.

В (27) дано определение в более краткой и общей форме: риск — сочетание вероятности события и его последствий. Если согласно (27) событие — возникновение специфиче­ского набора обстоятельств, при котором происходит яв­ление, а источник — объект или деятельность с потенци­альными последствиями, то оценка риска базируется на анализе цепочки: Источник (причина, фактор) —> Событие —> Последствие (следствие). Действия, предпринимаемые для устранения нежелательной ситуации и направленные на устранение риска (или снижения его до допустимого уров­ня), составляют процедуру, называемую управлением ри­ском, или менеджментом риска.

В управлении риском наиболее эффективны предупреж­дающие действия. Например, для обеспечения безопасности автомобиля необходимо повышенное внимание к дорожной обстановке (как потенциальному источнику опасности), применение подушек безопасности и других мер, а также страхование ответственности для снижения тяжести по­следствий ДТП.

Таким образом, характеристика безопасности без указа­ния на степень риска не несет полезной информации. По­этому понятны следующие рекомендации стандарта (26):

1)  слова «безопасность» и «безопасный» следует приме­нять только для выражения уверенности и гарантий риска;

2) не следует употреблять слова «безопасность» и «безо­пасный» в качестве описательного прилагательного пред­мета, так как они не передают никакой полезной информа­ции. Рекомендуется всюду, где только возможно, эти слова заменять признаками предмета, например:

—«защитный шлем» вместо «безопасный шлем»;

—«нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».

Даже в Инструкции по применению потребительских товаров (25) следует учитывать (на качественном уровне) степени риска. В частности, для предупреждения потреби­телей должны быть использованы сигнальные слова, соот­ветствующие классификации степени риска:

«Опасность» — предупреждение о большом риске;

«Предупреждение» — предупреждение о среднем риске;

«Внимание» — предупреждение о малом риске.

Требования к безопасности в качественной форме за­даются преимущественно в законах. Например, в законо­дательных актах (директивах) Европейского союза (ЕС), в частности в директиве 9837/ЕС «Машины и механизмы», существенные требования сформулированы следующим образом: «Шум должен быть минимальным при существу­ющем уровне развития науки и техники». Конкретные требования по безопасности с указанием степени риска устанавливаются в стандартах, гармонизированных с тех­ническими законами (техническими регламентами).

В практике наиболее распространены два метода анали­за рисков.

В основе первого метода лежит анализ причинно-след­ственной диаграммы: Последствие —> Событие («слабые» места конструкции или технологического процесса) -» Причины.

Выявление наиболее важных причин позволяет разра­ботать действия (меры), направленные на устранение «сла­бых» мест в конструкции и технологии производства, и тем самым снизить степень опасности последствий.

Второй метод получил практическое применение, стан­дартизирован в автомобильной промышленности (ГОСТ 51814.2—2001) и позволяет дать количественную оценку рисков.

3. Оценкакачества

Оценка качества — это совокупность операций, выпол­няемых с целью оценки соответствия конкретной продук­ции установленным требованиям. Требования устанавлива­ются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектиро­вание продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несо­ответствием (6). Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопо­ставление полученной информации с установленными тре­бованиями с целью определения соответствия, т.е. получе­ние вторичной информации.

Контроль качества продукции — контроль количествен­ных и (или) качественных характеристик продукции.

В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии (см. гл. 3).

Анализ продукции, в частности структуры и состава ма­териалов и сырья, осуществляется аналитическими метода­ми: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.

Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установ­ленной процедурой (5).

Иллюстрацией контроля качества продукции как ком­плексной процедуры является, например, контроль качества ткани. Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответствия утвержденному образ­цу — эталону по цвету, рисунку), контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины, ши­рины, толщины), испытаний (на сопротивление истиранию, разрывную прочность), химического анализа (определение волокнистого состава).

Рассмотрим подробнее значение испытания как про­цедуры. Основным средством испытаний является испы­тательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измери­тельные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств).

По месту проведения испытания бывают лабораторны­ми, полигонными, натурными. Испытания товаров прово­дят главным образом в лабораторных условиях.

Основное требование к качеству проведения испыта­ния — точность и воспроизводимость результатов. Выпол­нение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии.

В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредственно на качество проведения испытаний по­средством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в нескольких конт­ролируемых лабораториях. По отклонению результатов ис­пытаний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.

Для подтверждения требуемого качества испытаний ла­боратории должны пройти процедуру аккредитации. Ак­кредитация лабораторий — официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний (5).

В России, как и за рубежом, действует Система аккре­дитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий.

Согласно Правилам проведения сертификации в Рос­сийской Федерации к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная испытательная лабо­ратория.

Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, укажем на то, что стандарт на продукцию (услугу) разра­батывается в следующей последовательности: изучение по­требности в стандартизируемом объекте — установление требований к качеству — установление характеристик — установление методов контроля характеристик.

Центральным разделом любых правил сертификации конкретной продукции или услуг (см. приложения 5 и 6) является таблица следующей формы:

Наиме­нование объекта

Код объекта

Характеристи­ки, подтверж­даемые при сертификации

Обозначения стандар­тов, по которым произ­водится сертификация

на объекты, по которым установлены характери­стики

на методы контроля (прове­рок)

4. Системакачества

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, раз­розненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий соз­давались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в междуна­родных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продукции. Фунда­ментальным понятием в учении о СК является понятие «процессы жизненного цикла продукции» (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой сово­купность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует по­нятие этапа жизненного цикла продукции — условно выде­ляемой его части, которая характеризуется спецификой про­изводимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде не­прерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рис. 2). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в по­следней версии ИСО 9000 — процессами жизненного цикла продукции. Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

На этапе маркетинговых исследований осуществляется систематическая работа по изучению рынков сбыта и тре­бований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможности поставщиков мате­риальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.

На этапе составления технического задания выявленные в результате маркетинговых исследований потребительские требования трансформируются в технические требования. Итогом является техническое задание (задание техниче­ских характеристик нового изделия или услуги).

На этапе проектирования создается опытный образец и техническая документация (конструкторская и технологи­ческая документация).

В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продук­цию в соответствии с требованиями организации.

В процессе изготовления осуществляются отработка и проверка технологического процесса и овладение практиче­скими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении материальной услуги осуществляется тех­нологический процесс исполнения (приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к продаже) в соот­ветствии с технологическими регламентами.

Проверка продукции включает в себя контроль, измере­ния и испытания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. Заключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продук­ции установленным требованиям.

Упаковывание и хранение должны способствовать сохра­нению качества в сфере производства и при хранении на складах.

Распределение и реализация составляют процесс обра­щения — часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до по­лучения конкретным потребителем. На этапе обращения решается задача поддержания сформированного при про­изводстве качества при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на торговых складах. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжа­ется предоставление услуги, в частности, осуществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача испол­нителей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.

На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управлению подключается потребитель продукции. Отто­го, насколько грамотно он использует (эксплуатирует) про­дукцию, будет, в частности, зависеть срок ее службы.

На этапе технического обслуживания к управлению ка­чеством также подключается сервисная организация, ко­торая выполняет профилактические мероприятия, ремонт и тем самым поддерживает качество изделия на этапе экс­плуатации.

На этапе утилизации необходимо употребить с пользой вышедшее из эксплуатации изделие, в частности, реализо­вать его качество как сырья. Кроме того, необходимо преду­предить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность ор­ганизации. К этому сроку, а практически еще раньше, ор­ганизация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой дея­тельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области каче­ства — от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стан­дартов на продукцию и предусматривает применение стати­стических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производ­ственных процессов и обеспечения достоверности резуль­татов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менедж­мента — «скоординированной деятельности по руковод­ству и управлению организацией» (6). В широком смысле она охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлет­ворения требований потребителей.


Глава 1

ТЕХНИЧЕСКОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

КАКОСНОВАДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОСТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ

ИСЕРТИФИКАЦИИ

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объек­там: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установлен­ных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. По мнению А. А. Нестерова [30], ФЗ о техническом регулировании яв­ляется основным источником технического права в России.

Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирова­ния, установленных в Соглашении по техническим барье­рам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики (см. подразд. 1.2 данной главы).

1.1. Общаяхарактеристикатехническогорегулирования

1.1.1. Понятие о техническом регулировании

Эффективно работающий мировой рынок — это эконо­мическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ре­сурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если

государство будет осуществлять функцию регулирования в отношении объектов и субъектов.

Если объектом регулирования являются продукция и технические процессы (производство, строительство, ре­монт и пр.), то оно заключается в поддержании постоян­ного значения какого-либо параметра (например, скорости, давления, температуры) с помощью технических средств.

Регулирование в отношении субъектов — это упорядо­чение отношений между ними как участниками работ по управлению параметрами объектов.

Техническое регулирование как частный случай управ­ления проявляется прежде всего в принятии государством мер, направленных на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером пони­маются различия в требованиях национальных и междуна­родных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополни­тельным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения това­ров на соответствующий рынок.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из тор­говых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен суль-фонамид— вещество, способное вызвать у человека ал­лергическую реакцию. Причина— в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пи­щевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом ве­лись переговоры о закупке соответствующего испытатель­ного оборудования).

Приведенный пример иллюстрирует естественный «тех­нический» барьер. Но в практике очень много искусствен­но создаваемых технических барьеров для России, не явля­ющейся членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европей­ский рынок, часто предъявляют по отдельным характери­стикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов со­ответствия, выданных международно признанными органа­ми по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных про­грамм дает огромный экономический эффект.

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихо­океанского сотрудничества (АТЭС), разработанные про­граммы по нетарифным барьерам в торговле (стандарти­зации, оценке соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как программа тарифного ре­гулирования— всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

В Германии эффект от применения мер технического ре­гулирования достигает 1,0% от ВВП.

Задача г_осуддр.ствешшшт)егулирх)вайия-41е ограничи­вается обеспечением свободного перемещения товаров, как этого требует бизнес. Оно должно быть направлено на предотвращение появления опасных товаров на рынке в со­ответствии с требованиями граждан и общества (значение безопасности рассмотрено в предыдущей главе).

Государство, как отмечает проф. В. Г. Версан [9], должно принимать три основные группы мер регулирования для обеспечения баланса между безопасностью поступающей на рынок продукции и ее свободным перемещением к по­требителям.

Первая группа — меры, базирующиеся на законодатель­стве по качеству и безопасности поставляемой продукции. Они формируются на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».

Вторая группа — меры по техническому регулированию с целью достижения безопасности продукции.

Третья группа — меры, направленные на обеспечение качества и конкурентоспособности продукции на основе использования добровольных стандартов и добровольной сертификации, внедрения систем качества и т.д. Эти меры реализуют хозяйствующие субъекты при минимальном вмешательстве государства.

Объектами технического регулирования являются про­дукция, процессы ЖЦП, работы и услуги*.

Как указывалось выше, субъектами технического регули­рования являются:

1)  органы власти (Правительство и министерства РФ);

2)  органы государственного контроля (надзора) за со­блюдением требований технического законодательства (фе­деральные службы по надзору);

3)  органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредито­ванные испытательные лаборатории (более 2500 ед.);

4)  субъекты хозяйственной (предпринимательской) де­ятельности;

5)  разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

Согласно (2): «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, приме­нения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (вклю­чая изыскания), производства, строительства, монтажа, на­ладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процес­сам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

В определение термина «техническое регулирование», данное в новой редакции 2007 г. (2) ФЗ о техническом регулировании, внесен ряд прин­ципиальных уточнений:

1)  из сферы регулирования на основе указанного Закона исключены
процессы производства, эксплуатации, хранения, не связанные с требова­
ниями к продукции, в частности, с ее конечной безопасностью.
В мировой
практике требования к процессам производства, эксплуатации, хранения
и перевозки продукции включаются в сферу законодательства об охране
труда, требования к утилизации — в сферу законодательства об охране
окружающей среды. Вопросы профессиональной безопасности и здраво­
охранения не входят в сферу технического регулирования.

По этой же причине утратила силу ст. 8(1). Дело в том, что в ней содержались обязательные требования не только к отдельным видам про­дукции, но и к процессам производства, эксплуатации и другим процес­сам жизненного цикла;

2)  внесено указание на то, что обязательные требования относятся к такой предпроизводственной стадии ЖЦП, формирующей безопасность продукции, как проектирование (включая изыскания). Слово «проекти­рование» внесено в формулировку 20 абзацев ФЗ о техническом регули­ровании в редакции 2007 г. (2);

3)  в формулировке новых абзацев присутствует слово «строитель­ство», и тем самым показывается, что техническое регулирование распро­страняется не только на производство продукции, но и на строительство

Похожие материалы

Информация о работе