3 Деятельность кооперации США в последней трети XX века
В 1970-1990 гг. продолжали развиваться организации, которые в США не всеми и не всегда принято относить к кооперативам, поскольку в их работе проявляется многое из весьма нелюбимой американцами социалистической идеи. Тем не менее, деятельность этих организаций в строгом смысле следует считать одним из направлений кооперативного движения, поэтому изучение последнего без них немыслимо.
Так называемые рабочие кооперативы представляли собой небольшие хозяйственные предприятия, находившиеся во владении и под управлением тех, кто в них работал. В конце 70-х гг. таковых в США насчитывалось около тысячи.
В среднем на одно предприятие приходилось десять работников. Основными направлениями деятельности этих организаций были торговля разного рода потребительскими товарами, издательское дело, здравоохранение, производство и поставки продукции в пекарни и рестораны.
Рабочие кооперативы в значительной степени избавились от преобладания идеологического компонента, превратившись в организации преимущественно хозяйственной направленности.
По мнению исследователей рабочих кооперативов, главным препятствием на пути их развития в последней трети ушедшего века было отсутствие должной поддержки со стороны власти, хотя в период Великой депрессии, как уже упоминалось, рабочие кооперативы сыграли определенную положительную роль в преодолении негативных последствий кризиса.
Последней разновидностью американской кооперации, являются нетрадиционные коммуны. После заметного спада в первые шесть десятилетий прошлого века кооперативные коммуны переживали свое второе рождение в 1970-1990 гг. По мнению многих американских политологов, социологов и экономистов, эти коммуны в совокупности представляли собой новое социально-экономическое движение — коммунитаризм.
Чтобы избежать негативного воздействия рынка, была повышена роль государства. Однако введение формальных систем социализации и управления ослабило общественное доверие, подорвало стремление брать ответственность на себя и требовать того же от других, разрушило уважение к авторитету.
Еще один путь преодоления негативного воздействия рынка предлагали коммунитарии. Их оппозиция идеологии свободного рынка создавала представление о близости коммунитариев к левым, в то же время критика государства делала их истинными правыми. Коммунитарии настаивали, чтобы права уравновешивались ответственностью, однако они выказывали более высокую заинтересованность в ответственности общества в целом перед его наименее удачливыми представителями, чем в ответственности индивидуумов.
Таким образом, предусматривается создание и развитие разного рода самоуправляющихся общин, осуществляющих все функции, присущие действующим экономическим, социальным и иным институтам. Кризисные явления в общественной и культурной жизни, заметные трансформации облика американского общества на рубеже столетий породили потребность в новом стиле жизни. По всей стране нашлись имевшие данную потребность люди, которые и принимали активное участие в коммунитаристском движении.
К середине 90-х гг. коммунитаристское движение в США было представлено 540 кооперативными коммунами, информация об истории и деятельности которых содержалась и в монографических исследованиях, и в периодической печати, и в сети "Интернет". В 1986 г. было официально зарегистрировано Сообщество добровольных общин в качестве неприбыльной благотворительной образовательной организации, все пожертвования в адрес которой не облагались налогами. Необходимо отметить, что реальное количество кооперативных коммун в США значительно выше, чем вышеуказанная цифра, охватывавшая только те из них, которые подали информацию о своем существовании и деятельности в неоднократно переиздававшийся справочник добровольных общин.
Наиболее удачным, выражающим дух коммунитариев, определением кооперативной коммуны является следующее, которое дал в мае 1992 г. один из них — М. Уитмэн: "Группа людей, делящих ценности, цели, пристрастия, место проживания и пищу. Группа взаимной поддержки и уважения".
Приведенное определение охватывают достаточно широкий круг весьма непохожих друг на друга организаций: коммуны, студенческие кооперативы, монастыри и ашрамы и т. д. Предметом нашего рассмотрения будут те из них, которые базировались на коллективной собственности, совместном проживании и быте.
В 1971 г. недалеко от городка Оукхерст (штат Калифорния) было основано кооперативное общество "Ма-На-Хар".
Данная организация была полностью открытий для представителей всех религий и воззрений. Были полностью запрещены незаконные наркотики, причем большинство членов коммуны не курили и не употребляли спиртных напитков. Организация ставила перед собой следующие цели: взаимопомощь в поиске духовного и интеллектуального руководства, совместный труд для обеспечения основных жизненных потребностей, работа с целью создания лучшей жизни не только для членов коммуны, но и всего общества, превращения его в "братство людей".
Двумя годами позже Ричард Кинингер, отрицавший традиционные религии, основал в 75 милях к югу от Чикаго общину "Штелле". Целью ее создания была подготовка к 2000 г., когда 90 % человечества будет уничтожено. Жители же коммуны смогут этого избежать и сыграть ключевую роль в создании Царства Бога.
Сам Кинингер еще в 1963 г. основал общину "Штелле" как неприбыльную корпорацию, занимавшуюся образованием и религиозной пропагандой. В 1969 г. была создана корпорация по переработке дерева, семь ее членов вложили по 1 тыс. долл. В 1970 г. было приобретено 240 акров сельскохозяйственных угодий, а через два года закончилось строительство современной обувной фабрики. Кроме того, ко времени основания коммуны корпорация "Штелле" располагала установкой по очистке воды, насосной станцией, впоследствии были построены небольшие заводы по выпуску пластмассовых изделий, печатной продукции. Все это заложило солидную материальную базу кооперативной коммуны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.