Деятельность кооперации США в последней трети XX века

Страницы работы

Содержание работы

3 Деятельность кооперации США в последней трети XX века

    В 1970-1990 гг. продолжали развиваться организации, которые в США не всеми и не всегда принято относить к кооперативам, по­скольку в их работе проявляется многое из весьма нелюбимой амери­канцами социалистической идеи. Тем не менее, деятельность этих организаций в строгом смысле следует считать од­ним из направлений кооперативного движения, поэтому изучение по­следнего без них немыслимо.

     Так называемые рабочие кооперативы представляли собой не­большие хозяйственные предприятия, находившиеся во владении и под управлением тех, кто в них работал. В конце 70-х гг. таковых в США насчитывалось около тысячи.

В среднем на одно предприятие приходилось десять работников. Основными направлениями деятельности этих организаций были тор­говля разного рода потребительскими товарами, издательское дело, здравоохранение, производство и поставки продукции в пекарни и рестораны.

Рабочие кооперативы в значительной степени избавились от преобладания идеологического компонента, превратившись в организации преимущественно хозяйственной направленности.

По мнению исследователей рабочих кооперативов, главным пре­пятствием на пути их развития в последней трети ушедшего века бы­ло отсутствие должной поддержки со стороны власти, хотя в период Великой депрессии, как уже упоминалось, рабочие кооперативы сыг­рали определенную положительную роль в преодолении негативных последствий кризиса.

Последней разновидностью американской кооперации, являются нетрадиционные коммуны. После заметного спада в первые шесть десятилетий прошлого ве­ка кооперативные коммуны переживали свое второе рождение в 1970-1990 гг. По мнению многих американских политологов, социо­логов и экономистов, эти коммуны в совокупности представляли со­бой новое социально-экономическое движение — коммунитаризм.

Чтобы избежать негативного воздействия рынка, была повышена роль государства. Однако введение формальных систем социализации и управления ослабило общественное доверие, подорвало стремление брать ответственность на себя и требовать того же от других, разру­шило уважение к авторитету.

Еще один путь преодоления негативного воздействия рынка пред­лагали коммунитарии. Их оппозиция идеологии свободного рынка создавала представление о близости коммунитариев к левым, в то же время критика государства делала их истинными правыми. Коммуни­тарии настаивали, чтобы права уравновешивались ответственностью, однако они выказывали более высокую заинтересованность в ответ­ственности общества в целом перед его наименее удачливыми пред­ставителями, чем в ответственности индивидуумов.

Таким образом, предусматривается создание и развитие разно­го рода самоуправляющихся общин, осуществляющих все функции, присущие действующим экономическим, социальным и иным инсти­тутам. Кризисные явления в общественной и культурной жизни, за­метные трансформации облика американского общества на рубеже столетий породили потребность в новом стиле жизни. По всей стране нашлись имевшие данную потребность люди, которые и принимали активное участие в коммунитаристском движении.

К середине 90-х гг. коммунитаристское движение в США было представлено 540 кооперативными коммунами, информация об исто­рии и деятельности которых содержалась и в монографических ис­следованиях, и в периодической печати, и в сети "Интернет". В 1986 г. было официально зарегистрировано Сообщество добровольных об­щин в качестве неприбыльной благотворительной образовательной организации, все пожертвования в адрес которой не облагались нало­гами. Необходимо отметить, что реальное количество кооперативных коммун в США значительно выше, чем вышеуказанная цифра, охва­тывавшая только те из них, которые подали информацию о своем су­ществовании и деятельности в неоднократно переиздававшийся спра­вочник добровольных общин.

Наиболее удачным, выражающим дух коммунитариев, определе­нием кооперативной коммуны является следующее, которое дал в мае 1992 г. один из них — М. Уитмэн: "Группа людей, делящих ценности, цели, пристрастия, место проживания и пищу. Группа взаимной под­держки и уважения".

     Приведенное определение охватывают достаточно широкий круг весьма непохожих друг на друга организаций: коммуны, студенческие кооперативы, монастыри и ашрамы и т. д. Предметом нашего рассмотрения будут те из них, которые базировались на коллективной собственности, совместном проживании и быте.

В 1971 г. недалеко от городка Оукхерст (штат Калифорния) было основано кооперативное общество "Ма-На-Хар".

Данная организация была полностью открытий для представите­лей всех религий и воззрений. Были полностью запрещены незакон­ные наркотики, причем большинство членов коммуны не курили и не употребляли спиртных напитков. Организация ставила перед собой следующие цели: взаимопомощь в поиске духовного и интеллекту­ального руководства, совместный труд для обеспечения основных жизненных потребностей, работа с целью создания лучшей жизни не только для членов коммуны, но и всего общества, превращения его в "братство людей".

Двумя годами позже Ричард Кинингер, отрицавший традиционные религии, основал в 75 милях к югу от Чикаго общину "Штелле". Це­лью ее создания была подготовка к 2000 г., когда 90 % человечества будет уничтожено. Жители же коммуны смогут этого избежать и сыграть ключевую роль в создании Царства Бога.

Сам Кинингер еще в 1963 г. основал общину "Штелле" как непри­быльную корпорацию, занимавшуюся образованием и религиозной пропагандой. В 1969 г. была создана корпорация по переработке де­рева, семь ее членов вложили по 1 тыс. долл. В 1970 г. было приобре­тено 240 акров сельскохозяйственных угодий, а через два года закон­чилось строительство современной обувной фабрики. Кроме того, ко времени основания коммуны корпорация "Штелле" располагала уста­новкой по очистке воды, насосной станцией, впоследствии были по­строены небольшие заводы по выпуску пластмассовых изделий, пе­чатной продукции. Все это заложило солидную материальную базу кооперативной коммуны.

Похожие материалы

Информация о работе