2) результаты наблюдений, носящие количественный характер и представляющие собой прямые результаты измерений, проведенных в поле, скважине или лаборатории, например данные о пористости, проницаемости, мощности, радиоактивности, химическом составе и т. п.:
3) результаты геологического эксперимента, который состоит в воспроизведении какого-либо геологического процесса или явления в лаборатории и в измерении некоторых величин, характеризующих этот процесс и его результаты, например процесс вытеснения нефти из пласта водой может быть воспроизведен в лабораторных условиях на образцах породы, насыщенных нефтью.
Таким образом, каждый геологический объект может характеризоваться количественными и качественными признаками. Соответственно и итоги наблюдений могут носить качественный или количественный характер. При этом под геологическим наблюдением понимается процесс получения качественных данных или измерение природных геологических объектов и их свойств непосредственно в поле (в том числе и на скважине) или в лаборатории. Измерением какой-либо величины называется операция, вследствие которой мы узнаем, во сколько раз измеряемая величина больше или меньше некоторой величины, принятой за единицу.
Качественными являются все результаты, не носящие числового характера. К ним относятся такие свойства геологических объектов, как литологическая характеристика, цвет, форма и т. п. Количественные результаты характеризуются каким-либо числом. Для математической обработки наиболее удобны количественные показатели, поэтому всегда стремятся перейти от качественных данных к количественным, ставя в соответствие различным интенсивностям некоторого качества числа, подобранные определенным образом.
В практике геологических наблюдений существуют, как правило, четыре шкалы измерений: номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений.
Номинальная шкала применяется для классификации объектов по принципу равенства их свойств. Так, цвет пород можно закодировать с помощью чисел номинальной шкалы следующим образом: красный — 1, черный — 2, серый — 3, зеленый— 4. При использовании номинальной шкалы нет необходимости придерживаться какого-либо порядка в расположении кодируемых понятий, так как безразлично, каким номером будет обозначен тот или иной класс.
Порядковая шкала применяется тогда, когда объекты можно расположить (или они расположены сами) в некотором порядке в зависимости от изменения какого-либо свойства. Упорядоченные классы обозначаются числами в последовательности от 1 до n, из которых каждое указывает, что изучаемое свойство объектов проявлено сильнее (или слабее), чем в предыдущих классах. Классический пример применения порядковой шкалы — это шкала твердости минералов (шкала Мооса). Последовательное расположение чисел на порядковой шкале не означает, что изучаемое свойство меняется равномерно. Так, длина шага, соответствующая переходу от 1 до 2, не обязательно должна быть равной длине перехода от 2 до 3. Например, по шкале твердости тальк имеет твердость – 1, гипс – 2, кальцит – 3. Это не означает, во-первых, что твердость кальцита во столько же раз больше твердости гипса, во сколько твердость гипса больше твердости талька.
Интервальная шкала применяется в тех случаях, когда длина шага, соответствующая переходу от одного класса к другому, эквивалентна длине интервала изменения измеряемого признака и может быть задана, но без указания точки абсолютного нуля. Так, измерение температуры проводится на интервальной шкале.
На интервальной же шкале проводится и измерение потенциалов самопроизвольной поляризации (СП) пород. На диаграммах каротажа скважин, где записана кривая СП, указана длина шага, соответствующая определенной величине приращения СП. Это, как правило, 10 или 25 мВ. Положение нулевой линии не указывается. При необходимости сравнения разных пластов линия нуля выбирается условно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.