Тема № 3. Политическая власть
1. Политическая власть и механизм ее осуществления.
2. Политические конфликты и способы их разрешения.
Ядро политики составляет власть. По этому центральное место в Политологии занимает политическая власть. Она же является центральной проблемой политики. Кроме этого власть является фундаментальным понятием в общественных науках, подобно тому, как энергия в физике.
Проблема власти – одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории. На протяжении веков власть в обществе являлась извечным предметом раздора между людьми, социальными группами, классами и даже государствами, вмешивающимися во внутренние дела другого государства. Аристотель считал, что власть не зависит от числа властвующих (управляющих), она предназначена для общества. Он писал: «руководствуясь общественной пользой», т.е. ее предназначение руководить обществом во благо его пользы, «а те которые имеют в виду собственную выгоду от власти – представляю собой отклонения от правильных», т.е. проявление корыстных интересов властвующих есть нарушение закона. По его мнению, в основе власти должна быть справедливость. Власть есть и непременное условие организованности и порядка в обществе и государстве в целом.
Однако на протяжении веков велась, да и сейчас ведется борьба за власть, что есть самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, социальных групп, партий, отдельных людей, нередко приводящие их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос власти всегда был и в настоящее время остается важнейшим вопросом жизни и прогрессивного развития общества. Так, что же такое власть? Какова природа власти, и каковы ее критерии?
1. Политическая власть и механизм ее осуществления.
Власть[1] – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия[2]. Власть возникла вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Исторически закрепившееся за понятием «власть» смысл, выражается в терминах-синонимах, отождествляемых с терминами: «сила», «господство», «авторитет», «право». Власть на протяжении длительного времени рассматривалась как свойство системы управления обществом – властвования одних (верхов общества) и подчинения других (низов общества)[3].
Аристотель рассматривал различные формы правления, которые зависят от количества властвующих людей. «Государственное устройство, - писал он, - означает то же, что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо многих, либо большинства». По Аристотелю форма власти состоит в правлении одного, что есть монархия (тирания), правление немногих – аристократия (олигархия), а большинства – полития (демократия).
Н. Макиавелли[4] первым в истории развития политической мысли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Его главный предмет анализа – реальная способность правительства повелевать поддатыми им людьми. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами. Орудие власти – право. Основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Это есть то, на что опирается власть. Власть – сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели.
Представление о главенствующей роли политической власти в обществе развил Т. Гоббс. Он соединил в одно понятие политическую и государственную власть, которые называл: «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие»[5]. Рассуждая о природе власти, Т. Гоббс, предложил теорию власти: власть является соединением воли граждан в единую волю; власть безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы; власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу; власть есть сила; кто не обладает силой, тот не обладает властью[6]. Т. Гоббс объяснял природу образования власти в основном также социальными причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившего тогда состояния в обществе «войны всех против всех», считая, что с помощью абсолютной власти сосредоточенной в руках одного человека можно навести в обществе порядок, достичь прогресса, благополучия всех людей.
В отношении теории власти М. Вебер пишет: «власть есть отношение господства людей над людьми, базирующейся на внутреннем оправданном насилии». М. Вебер считает, что: «Главное средство политики – насилие». Политика же «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства межу группами людей, которые оно в себе заключает»[7].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.