Политическая власть и механизм ее осуществления. Политические конфликты и способы их разрешения, страница 4

В определении сущности политической власти существуют два основных подхода:

первый, - насилие, согласно учению К. Маркса политическая власть – это организованное насилие одного класса направленное на подавление (уничтожение) другого;

второй, - волевой, согласно учению М. Вебера, политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, навязывать ее другому (подчинить себе).

Содержание политической власти выражается:

- в единоличном праве, способности и возможности распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств: права, авторитета, воли, принуждения;

- в политическом господстве над людьми;

- в системе функционирования государственных органов управления;

- в наделении определенных лиц и органов особыми государственными и административными полномочиями.

Политическая власть проявляется в различных формах общественных отношений: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль. Любая из этих форм проявления власти и все вместе взятые служат осуществлению функции защиты и реализации интересов как связанных с самим существованием данного общества, так и интересов классов и других больших социальных групп.

Функции политической власти:

1. Функция обеспечения – господства (партии, класса, социальных групп) в обществе.

2. Функция управления – жизнью общества, включая поддержание общественного порядка, обеспечение жизнедеятельности людей с позиций интересов определенных (партии, класса, социальных группы). Управление социальными, политическими и экономическими конфликтами.

3. Функция поддержания – целостности, единства и жизнеспособности общества, территориальной целостности государства.

Необходимым условием эффективного функционирования политической власти является ее легитимность[15].

Структура политической власти:

Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (то есть свободы принимать решения), средствами, характером и свойствами субъектов власти.

Макроуровень (высший уровень власти) – центральные институты власти.

Мезоуровень (средний уровень) – органы и аппараты власти, подчиненные политическим институтам.

Микроуровень (низший уровень) – межличностные отношения и отношения между небольшими группами людей.

Мегауровень – власть международного сообщества.

Каждый из этих уровней подразделятся, на две формы: легально-официальная – это официальная власть; нелегальная (неофициальная, неформальная) – это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов.

Легитимность власти – это ее законный характер, а также признание ее обществом или большей его частью прав и полномочий какого-либо лица, органа организации или объединения, политического деятеля и готовность добровольно подчиняться власти, ее решениям, требованиям.

М. Вебер сформулировал идеальные типы легитимности власти:

1. Традиционная легитимность, основана на обычаях, традициях, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков, на наследовании. Воплощением такого типа государственной власти является абсолютная монархия.

2. Харизматическая легитимность, основана на вере в исключительные качества, чудесный дар т.е. харизму руководителя, когда обожествляется, создается культ личности. Харизма может основываться на подлинном авторитете руководителя или создаваться под мощным давлением политической партий, средств массовой информации. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личном отношении «вождя» и массы, имеет позитивную или негативную направленность.

3. Легальная или рационально-правовая легитимность, основывается на интересе, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепринятым правилам, т.е. на основе демократических процедур. В правовом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности характерен для демократических государств. Ведущей тенденцией мирового развития является установление конституционного типа легитимности.