Пример. Неопределенность доходности портфеля инвестиций
Представьте себе, что вы вложили $10000 в 200 акций некоторой корпорации, акции которой продаются по $50 за штуку. Ваш знакомый приобрел 100 акций этой же корпорации за $5000. Вы оба ожидаете, что стоимость акций возрастет в будущем году до $60 за акцию, что соответствует ставке прибыли 20%, (60 - 50) / 50. Оба вы также считаете маркетинговую стратегию этой корпорации довольно рискованной, поскольку она характеризуется стандартным отклонением курса акций $9. Это означает, что, хоть вы и ожидаете, что стоимость одной акции составит в будущем году $60, для вас не окажется неожиданным, если она будет примерно на $9 больше или меньше этого значения.
Вы предполагаете, что объем ваших инвестиций вырастет в будущем году до $12000 ($60 х 200), со стандартным отклонением $ 1800 ($9 х 200). Инвестиции вашего знакомого, как ожидается, в следующем году вырастут до $6000, со стандартным отклонением $900.
Складывается впечатление, что ваш риск (стандартное отклонение в $1800) в два раза больше, чем риск вашего знакомого ($900). И это действительно так, поскольку ваши инвестиции в абсолютном выражении в два раза больше. Однако оба вы делаете вложение в одни и те же ценные бумаги, а именно в акции одной и той же корпорации. Таким образом, во всех отношениях, за исключением объема инвестиций, ваша подверженность риску будет одинаковой. В относительном выражении (относительно объема первоначальных вложений) риски оказываются одинаковыми. В этом можно убедиться, вычислив коэффициент вариации (стандартное отклонение для стоимости акций в будущем году, деленное на среднее или ожидаемое значение). Коэффициент вариации в вашем случае будет равен $1800 / $12000 = 0,15, и он равен коэффициенту вариации для инвестиций вашего знакомого $900 / $6000 = 0,15. При этом и вы, и ваш знакомый будете считать, что неопределенность (или риск) составляет порядка 15% от ожидаемой в следующем году стоимости портфеля инвестиций.
Пример. Производительность труда в отделе торговли по телефону
Рассмотрим отдел торговли по телефону, в котором работают 19 сотрудников, занимающихся продажей билетов на концерт симфонической музыки. В среднем каждый сотрудник продает 23 билета в час. Стандартное отклонение составляет 6 билетов в час. Это означает, что любой из сотрудников может продавать в час в среднем на 6 билетов больше или меньше среднего значения (23 билета).
Если воспользоваться коэффициентом вариации и выразить различия в работе сотрудников в относительных величинах, можно легко вычислить, что эта величина составляет 6 / 23 = 0,261, или 26,1%. Это означает, что вариация производительности труда сотрудников составляет приблизительно 26,1% от среднего уровня продаж.
Для целей проведения анализа на высоком уровне и для формирования используемой менеджерами высшего звена стратегии число 26,1% (коэффициент вариации) может оказаться значительно полезнее, чем информация о различии в 6 билетов в час (стандартное отклонение). Менеджеры могут рассматривать отдельно уровень производительности труда (23 билета на одного сотрудника в час) и вариацию производительности (обычно производительность труда сотрудников отличается от средней не более чем на 26,1 % в сторону больших или меньших значений).
Использование коэффициента вариации оказывается особенно полезным при проведении сравнений в условиях различных объемов. Рассмотрим еще один отдел торговли по телефону, занимающийся продажей билетов в театры, в котором средний уровень продаж составляет 35 билетов в час, а стандартное отклонение равно 7. Поскольку производительность труда при продаже театральных билетов оказывается в целом выше производительности при продаже билетов на концерты симфонической музыки (средние значения соответственно 35 и 23), естественно, что и вариации здесь оказываются выше (7, а не 6). Однако коэффициент вариации для отдела, работающего с театральными билетами, составляет 7 / 35 = 0,200, или 20,0%. Сравнивая эту величину с коэффициентом 26,1%, характеризующим вариацию продаж билетов на симфонические концерты, менеджеры могут сделать вывод о том, что работающая с театральными билетами группа фактически более однородна (с точки зрения производительности отдельных сотрудников), чем группа, занятая продажей билетов на концерты симфонической музыки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.