ВНИМАНИЕ!!! Выделенное желтым цветом – не печатать! (это комментарии)
2. Расчет косозубой зубчатой передачи
Основные причины отказа зубчатых передач:
1. Поверхностное разрушение зубьев
- усталостное выкрашивание (при длительной работе передач);
- пластическое обмятие поверхности зубьев (при кратковременных перегрузках);
- изнашивание зубьев (при длительной работе);
- заедание (при кратковременных перегрузках);
2. Объемное разрушение зубьев (поломка)
- поломка усталостного характера (при длительной работе);
- поломка статического характера (при кратковременных перегрузках);
2.1 Проектный расчет передачи
Задача расчета: определение геометрических размеров передачи (по условию недопустимости усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев);
Критерий работоспособности: контактная выносливость поверхности зубьев;
Условие расчета: σН ≤ [σН]
где σН – действующие (расчетные) контактные напряжения, определяемые из выражения, полученного на основе ф-лы Герца, МПа; [σН] – допускаемые контактные напряжения, МПа;
КHLi = ; где m=6 – показатель степени кривой усталости, NH0i – базовое число циклов [1, с.169 рис. 8.40 – в зависимости от твердости колес]; NHEi – эквивалентное число циклов колес: NHEi = 60nic·t= 60nic·t;
Рис.1 Схема нагружения зубьев при расчете по контактным напряжениям
Допускаемые контактные напряжения (для шестерни и колеса) определяются из выражения: [σH]i = ; где σН0i – предел контактной выносливости (длительной) при отнулевом цикле изменения напряжений: R=0), Мпа; sH – коэффициент безопасности (sH =1,1 для нормализованных и термоулучшенных колес; sH = 1,2 – в случае закалки ТВЧ или термохимической обработки); КHLi – коэффициент долговечности колес; (i =1 – для шестерни, i =2 – для колеса);
σН0i = 2НВi +70 – для термоулучшенных колес
НВ1 – твердость зубьев шестерни (задана); НВ2 = НВ1 – (30…40) – с учетом возможной приработки зубьев при улучшении;
Коэффициенты долговечности колес:
КHLi = ; где m=6 – показатель степени кривой усталости, NH0i – базовое число циклов [1, с.169 рис. 8.40 – в зависимости от твердости колес]; NHEi – эквивалентное число циклов колес: NHEi = 60nic·t= 60nic·t;
ni – частоты вращения колес, об/мин; с – число зацеплений зуба за один оборот колеса (с равно числу колес, находящимся в зацеплении с рассчитываемым, т.е. в нашем случае с = 1); t – заданный ресурс, час; βj и αj – параметры заданного нерегулярного (нестационарного) режима работы;
Внимание !: 2,4 ≥ КHLi ≥ 1,0; (σН0i∙КHLi – предел ограниченной контактной выносливости);
Расчетное значение допускаемого напряжения [σH] определяется:
- как меньшее значение из двух допускаемых напряжений [σH]1 и [σH]2 – в случае прямозубых колес и косозубых колес с небольшой разностью твердости зубьев;
- в случае если твердость зубьев шестерни значительно превышает твердость зубьев колес (НВ1 ≥ 400, НВ2 ≤320 или [σH]1 - [σH]2 ≥ 70), расчетное значение допускаемого напряжения определяется как среднее из [σH]1 и [σH]2, т.е.
[σH] = , при выполнении условия: [σH] ≤ 1,25[σH]min
где [σH]min – меньшее из двух значений [σH]1 и [σH]2;
Для колес с повышенной твердостью [с. 168, табл. 8.9]
- Закалка ТВЧ сквозная, с охватом впадины (модуль m < 3мм): 45…55HRC
σН0i = 17НRС + 200, МПа SH = 1,2;
- Азотирование: 50…67 HRC; σН0i = 1050 МПа; SH = 1,2;
- Цементация: 55…67 HRC; σН0i = 23HRC МПа; SH = 1,2;
1) Определение расчетного диаметра делительной окружности шестерни
Решая исходное неравенство относительно геометрического параметра (например, относительно диаметра делительной окружности шестерни), получим выражения для проектного расчета:
d1* =1,2∙ (*)
где Епр = - приведенный модуль упругости; Е1 и Е2 – модули упругости материалов шестерни и колеса; если колеса стальные, то Е1 = Е2 = Епр = 2.1∙105 МПа; Т1 – момент на валу шестерни, Нм; u – передаточное число быстроходной (косозубой) передачи; КНβ – коэффициент неравномерности нагрузки по ширине зуба [1, с.130,рис.8.15]; {для этого задается относительная ширина зуба ψbd = 1,0…1,2 [1,c.136, табл.8.4] – для симметричного расположения колес относительно опор, при твердости колес НВ< 350}; [σH] – допускаемое контактное напряжение, МПа;
2) Определение предварительного значения межосевого расстояния:
аw* =; полученный результат округляем до целого значения аw (при необходимости – до стандартного значения из ряда [1, c.136]);
3) Выбор модуля зацепления: предварительное значение модуля выбираем из соотношения m* = (0,01…0,02) аw, округляя его до стандартного значения m из ряда [1, c. 116, табл. 8.1]; (для удобства построения чертежа величину модуля выбирать не менее 2-х, т.е. m ≥ 2)
4) Выбор предварительного значения угла наклона зубьев β* из рекомендуемого диапазона (от 80 до 200), например, β* = 12…130;
5) Определение чисел зубьев колес:
Суммарное число зубьев колес:
Число зубьев шестерни: z1* = ; (округляем до ближайшего целого значения z1);
Проверка на неподрезание ножки зуба шестерни: z1 ≥ 17cos3β*
Число зубьев колеса: ; (округляем до целого значения z2)
Проверка по передаточному числу: uф = - фактическое передаточное число (относительная погрешность передаточного числа не должна превышать (4…5)% или , в противном случае необходимо изменить порядок округления до целого числа зубьев);
6) Корректировка угла наклона зубьев (для учета проведенных округлений)
(с точностью до градусов, минут и секунд !!!)
7) Уточнение размеров колес (все диаметры колес определяются с точностью до сотых)
- диаметры делительных окружностей колес: di = (I =1, 2);
- диаметры окружностей вершин колес: dai = di + 2m;
- диаметры окружностей впадин колес: dfi = di – 2,5m;
- ширина колеса: b2* = ψbd·d1; округляем до целого значения b2;
- уточняем коэффициент ψbd = ;
- ширина шестерни: b1 = b2 + (3…5);
Проверка по межосевому расстоянию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.