aw (di - с точностью до сотых !!!)
8) Определение усилий, действующих в зацеплении косозубой передачи
- окружное усилие: Ft =, Н;
- радиальное усилие: Fr = Ft, H;
- осевое усилие: Fa = Ft·tgβ, H;
- нормальное усилие: Fn = , H;
10) Определение окружной скорости колес, назначение степени точности
V = ω1·, м/с
Назначаем 7-ю степень точности для колес быстроходной передачи.
11) Определение коэффициента торцевого перекрытия:
;
Определение коэффициента осевого перекрытия:
;
Суммарный коэффициент перекрытия пропорционален количеству пар зубьев, участвующих в зацеплении.
2.2 Проверочный расчет передачи на контактную выносливость
Задача расчета: оценка работоспособности передачи по критерию контактной выносливости, с целью предупреждения усталостного выкрашивания зубьев.
Условие расчета: (совпадает с условием проектного расчета)
Расчетное контактное напряжение определяется из выражения [1, с.149]:
; где - коэффициент повышения прочности по контактным напряжениям косозубых передач по сравнению с прямозубыми[1, с. 149]; КНα - учитывает неравномерность нагружения зубьев (зависит от степени точности и окружной скорости) [1, с.149, табл. 8.7];
КН = - коэффициент расчетной нагрузки; - динамический коэффициент [1, c.131, табл.8.3]; (- см. выше, уточняется в соответствии с уточненным значением ); (Значение берется их проектного расчета)
Вывод по результатам данного расчета
2.3 Проверочный расчет на изгибную выносливость
Задача расчета: оценка работоспособности передачи по критерию выносливости при изгибе, с целью предупреждения усталостной поломки зубьев.
Условие расчета: σF ≤ [σF]
Рис.2 Схема нагружения зубьев при расчете по напряжениям изгиба
где расчетные напряжения изгиба σF определяются из выражения:
σFi = YFi ZFβ≤ [σF]i (i = 1, 2); ( * )
где ZFβ = - коэффициент повышения прочности по напряжениям изгиба косозубых передач по сравнению с прямозубыми; КFα - учитывает неравномерность нагружения зубьев (зависит от степени точности и окружной скорости) [1, с.149, табл. 8.7] (аналогичен КНα); Yβ = 1-- учитывает повышение изгибной прочности непосредственно за счет угла наклона β; (εα – см. выше);
KF = KFβ KFV – (аналогичен KН): KFβ – по [1, с.130, рис. 8.15]; KFV – по [1, c.131, табл.8.3];
YFi – коэффициенты формы зуба – определяются по [1, с.140, рис.8.20] в соответствие с эквивалентными числами зубьев (для шестерни и колеса): zvi =;
Определение допускаемых напряжений при расчете на изгиб
[σF]i = ; где σF0i = 1,8 HBi (для улучшения)– предел изгибной выносливости (длительной) при отнулевом цикле изменения напряжений: R=0; [sF] =1,55…1,75 –коэффициент безопасности; KFC – учитывает реверсивность нагрузки: при односторонней нагрузке KFC =1,0; при реверсивной нагрузке KFC =0,7…0,8;
KFLi =- коэффициенты долговечности (i = 1, 2);
Внимание ! 2,0 ≥ KFLi ≥1,0 (σF0i∙КFLi – предел ограниченной изгибной выносливости);
NF0 = 4∙106 – базовое число циклов; показатель степени кривой усталости: при НВ<350 m =6; (при НВ>350 m = 9);
Эквивалентные числа зубьев: NFEi = 60∙c∙nit∙ (i =1, 2)
Для колес с повышенной твердостью [с. 168, табл. 8.9]
- Закалка ТВЧ сквозная, с охватом впадины (модуль m < 3мм): 45…55HRC
σF0i = 550, МПа SF = 1,75;
- Азотирование: 50…67 HRC; σF0i = 12HRCсердц + 300 МПа; SF = 1,75;
- Цементация: 55…67 HRC; σF0i = 750 МПа; SF = 1,75;
Выбор рассчитываемого по напряжениям изгиба элемента передачи (шестерни или колеса) осуществляется из условия равнопрочности, по сравнению двух отношений:
и
Проверочный расчет на изгиб зубьев [по формуле (*)]ведется для элемента передачи, у которого вычисленное отношение имеет меньшее значение
Вывод по результатам данного расчета
2.4 Проверочные расчеты для режима кратковременных перегрузок
Выбор материалов колес и режима термообработки
Ориентируясь на заданный вид термообработки и ориентировочные размеры заготовок колес ( диаметр и ширина), по [1, с.162, табл. 8.8] выбираются материалы колес и назначаются режимы термообработки. Из той же таблицы берутся механические характеристики материалов: σв и σт. (Для шестерни и колеса целесообразно назначать одинаковые марки сталей)
2.4.1 Расчет по максимальным контактным напряжениям
Задача расчета: оценка работоспособности передачи по критерию статической контактной прочности, с целью предупреждения пластического обмятия зубьев.
Условие расчета: σНmax ≤ [σНmax] = 2,8 σт (для улучшения);
где σНmax = σН; β* - коэффициент перегрузки;
Для колес с повышенной твердостью [с. 168, табл. 8.9]
- Закалка ТВЧ сквозная, с охватом впадины (модуль m < 3мм): 45…55HRC
[σНmax] = 40НRСпов, МПа;
- Азотирование: 50…67 HRC; [σНmax] = 40НRСпов; МПа;
- Цементация: 55…67 HRC; [σНmax] = 40НRСпов, МПа;
Вывод по результатам данного расчета
2.4.2 Расчет по максимальным напряжениям изгиба
Задача расчета: оценка работоспособности передачи по критерию статической изгибной прочности, с целью предупреждения статической поломки зубьев.
Условие расчета: σFmax ≤ [σFmax] = 2,74 НВ (для улучшения);
где σFmax = σF∙β*;
Для колес с повышенной твердостью [с. 168, табл. 8.9]
- Закалка ТВЧ сквозная, с охватом впадины (модуль m < 3мм): 45…55HRC
[σFmax] = 1430 МПа;
- Азотирование: 50…67 HRC; [σFmax] = 1000 МПа;
- Цементация: 55…67 HRC; [σFmax] = 1200 МПа;
Вывод по результатам данного расчета
Общий вывод по результатам проведенных расчетов передачи
Литература
Иванов М.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1991
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.