Чем выше категория улицы (дороги), тем меньший уклон должна иметь проектная линия, ее переломы реже, и радиусы вертикальных кривых должны приниматься возможно большие.
Исходными данными для проектирования продольного профиля являются: отметки поверхности земли по оси улицы, максимально допустимый продольный уклон, минимальные радиусы вертикальных кривых, положение и отметки контрольных (фиксированных) точек.
Отметки поверхности земли (черные отметки) берутся по интерполяции с плана в горизонталях на каждом пикете и каждой плюсовой точке. Плюсовыми точками могут быть места, где резко меняется уклон местности, а также границы и точки пересечения оси улицы с отдельными элементами ландшафта (овраги, ручьи, границы болот, оси пересекаемых путей сообщения и линий связи и т.п.).
Разработка продольного профиля улицы ведется в следующей последовательности (рис.2):
а) вычерчивается нижняя часть документа - "сетка" с горизонтальными графами (считая снизу вверх): расстояния, черные отметки, красные отметки, проектные (красные) уклоны и расстояния. Под нижней линией "сетки" проставляются через 2 см (что в принятом масштабе соответствует расстоянию в 20 м) номера пикетов;
б) в графе "расстояния" указываются расстояния между пикетами и плюсовыми точками;
в) в следующую графу вносятся черные отметки;
г) от верхней границы "сетки" (принимая ее положение за условную отметку, значение которой удобно брать на 4-5 м менее минимальной черной отметки) последовательно откладывает в масштабе 1:100 черные отметки на всех пикетах и плюсовых точках. Соединив полученные точки, получим графическое изображение существующей (черной) поверхности земли по оси улицы. При этом необходимо помнить, что это изображение искаженное, так как масштабы горизонтальный и вертикальный для достижения большей наглядности принимают разными;
д) наиболее ответственной частью проектирования продольного профиля является нанесение проектной (красной) линии. При ее проложении стремятся выполнить (полностью или в возможно большей степени) следующие рекомендации:
1. Продольный уклон желательно выдерживать в пределах 5-30 ‰. Максимальное его значение не должно превышать предельного значения допустимого уклона для заданной категории улицы.
2. Величину красных отметок желательно получить в таких пределах, чтобы рабочие отметки (как разность между черными и красными) не превышали 1,5-2,0 м для улиц и дорог местного значения и 2,0-2,5 м для магистральных улиц и дорог, учитывая, что большие срезки и насыпи по улицам, как правило, влекут за собой значительные объемы земляных работ на прилегающих к ним участках городской территории.
3. Начальную и конечную точки (пикеты) проектируемого участка улицы, считать контрольными (т.е. с заданными отметками), и рабочие отметки этих точек принимать нулевыми (т.е. - красные отметки в этих точках должны быть равны черным).
Рис. 2. Продольный профиль участка жилой улицы (пример)
Допускается незначительная разница (до 0,10 м) между черной и красной отметками на последнем пикете.
4. При проложении проектной линии необходимо стремиться к возможно меньшему объему земляных работ, а также к тому, чтобы объем насыпей и выемок был примерно одинаков. Эти требования в большей степени относятся к улицам и дорогам местного значения. Чем выше категория улицы (дороги), тем больший объем земляных работ можно допустить.
5. В случае если при применении рекомендуемых продольных уклонов положение проектной линии вызывает слишком большой объем земляных работ и значительные рабочие отметки, возможно, возникнет необходимость изменения положения улицы в плане с тем, чтобы ее ось проложить под более острым углом к горизонталям на всем протяжении или частично.
6. После проложения проектной линии (с учетом приведенных соображений) ее продольный уклон в окончательном виде принимается в целых промиллях, т.е. округляется с точностью до 0,001, которым и руководствуются в последующих расчетах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.