Рецензия на выпускную работу
студента психолого-педагогического факультета
Красноярского Государственного Университета
Шевченко Андрея Юрьевича
Тема: "Условия формирования надситуативной активности ребенка в ролевой игре"
Работа носит исследовательский характер. Задачи, которые ставит перед собой исследователь представляют интерес для образования, т.к. проблема, касающаяся условий формирования надситуативной активности ребенка в ролевой игре, имеет ценность для педагогов-практиков. Интерес представляет и исследовательская часть работы, так как реализация предлагаемых условий учит детей находить, развивать и воплощать общую идею (роли, рисунка, конструкции, танца и т.п.), в которой схватывается целостнообразующее звено (элемент отношения).
Это звено может носить не явный характер, и здесь ребенок является как бы "генератором идей". Это должно происходить в разнообразных ситуациях, где ребенок пробует, вербализует скрытую логику идеи. Педагогу при этом предлагается встать в позицию ознакомления дошкольников со способами поиска и реализации их идей. Эти способы, нормы, правила уже есть в культуре и педагог, вооружая детей ими, но "творцами" при этом являются сами дети, т.к. они реализуют свою идею, свой образ, свое видение - это может быть режиссура игры, конструкция, рисунок или игровая роль.
Работа выполнена методологически грамотно. Достаточно хорошо оформлена исследовательская часть работы и особенно подходы к ней.
Конкретные практические выводы, оформленные в работе, представляют практический интерес, т.к. могут быть использованы воспитателями для: 1) выстраивания партнерских отношений между ребенком и взрослым, когда ребенок чувствует себя субъектом активности; 2) использование приема неожиданного изменения ситуации; 3) демонстрация способов поиска и реализации идеи через участие в игре взрослого.
Анализ работы дает основание считать, что в развитии надситуативной активности детей в сюжетно-ролевой игре имеют значение не только и не столько опыт ребенка, сколько структура и функционирование глобальных психических образований (представлений: добро - зло, живое - неживое, пространство - время), которые содержат в себе постоянно изменяющуюся и корректирующуюся программу развития детского воображения.
Работа заслуживает достаточно высокой оценки.
Рецензент:
преподаватель кафедры Педагогики и психологии
Красноярского педагогического колледжа № 2
Лихачева Н.В.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Анализ литературы по теме исследования……………………….…...7
1. Анализ содержания основных понятий………………………………….…7
1.1. Понятие спонтанности: анализ содержания……………………………….7
1.2. Надситуативная активность……………………………………………..….9
2. Активность и деятельность: моменты соотношения……………………..10
3. Раскрытие механизма надситуативной активности……………………....14
4. Метод виртуальной субъектности - возможность инициации надситуативной активности………………………………………………..19
5. Надситуативная активность и игра………………………………………..20
6. Надситуативная активность и воображение………………………………22
7. Педагогические условия формирования надситуативной активности…..24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа…………………………………26
1. Планирование и подготовка к пробе формирования надситуативной активности ребенка в ролевой игре.………………………………………26
2. Проведение опытно-экспериментальной работы………………………..26
Выводы……………………………………………………………………….….31
Заключение...........................................................................................................32
Список литературы……………………………………………………………..33
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.