Понятие ответственного технологического процесса. Концепция абсолютной безопасности и приемлемого риска. Понятие транспортной системы. Дерево неблагоприятных событий процесса перекрытия сигнала с проездом

Страницы работы

Содержание работы

Задача 3

          Ответить кратко на 10 вопросов по заданию.

1 Понятие ответственного технологического процесса

          Технологический процесс, при реализации которого возможна техногенная чрезвычайная ситуация, называют ответственным (опасным). Далеко не все технологические процессы можно отнести к данной категории, но перевозка грузов и пассажиров различными видами транспорта представляет собой классический пример ответственного технологического процесса. На железнодорожном транспорте вместо термина «опасное техногенное происшествие» традиционно используют понятие «нарушение безопасности функционирования» (НБФ), которое представляется более точным и информационно полным.

4 Концепция абсолютной безопасности и приемлемого риска

          В настоящее время получили распространение две концепции риска и обеспечения безопасности: абсолютной безопасности, приемлемого риска. Концепция абсолютной безопасности стала неадекватна внутренним законам техносферы. Нулевая вероятность нарушений безопасности может быть достигнута лишь в системах, лишённых запасённой энергии, химически и биологически активных компонентов. На остальных же объектах (их абсолютное большинство) вероятность неблагоприятных событий всегда существует. Их не исключают даже самые дорогостоящие инженерные меры. Можно говорить о снижении риска неблагоприятного события, но нельзя забывать, сколько за это придётся платить. При увеличении затрат технический риск уменьшается, но растёт социально-экономический (из-за уменьшения финансирования социальных программ). Кривая суммарного риска имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это и нужно учитывать при выборе уровней безопасности и риска, с которыми общество пока вынуждено мириться. Например, практически полное исключение аварий на железнодорожных переездах возможно при организации движения в разных уровнях. Но может ли общество на данном этапе переоборудовать все переезды? К сожалению, нет.

          Наиболее сложной задачей является принятие (вычисление, установление) уровня приемлемого риска, а также выбор методов его определения, исходя из экономических, социальных, моральных критериев. Конечно, недопустимо намерено оставлять даже самый малый риск для людей, если есть достаточные средства чтобы его избежать. Но если ни экономических, ни научно-технических ресурсов не хватает, то приходится с этим считаться.

7 Управление безопасностью и риском

Управление безопасностью и риском - разработка, выбор, принятие решений в оперативном, среднесрочном и перспективном планах для дос­тижения необходимого уровня безопасности ответственного технологиче­ского процесса.

9 Модель управления безопасностью на основе концепции причинно-следственной связи событий (концепция ПСС). ТЧС как базисное понятие концепции ПСС.


          Методологической основой теории управления безопасностью ответственного технологического процесса является концепция причинно-следственной связи события (концепция ПСС), суть которой представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Модель управления безопасностью ответственного

технологического процесса

          Базисным понятием концепции ПСС является техногенная чрезвычайная ситуация, к которой приводят нарушения безопасности функционирования. При этом для любого ответственного технологического процесса  всегда  можно  чётко определить и перечислить все возможные ТЧС и НБФ.

          Можно сказать, что НБФ – это те события, на недопущение которых и должны быть направлены все усилия теории и практики управления безопасностью. В этом случае борьба за безопасность носит конкретный, целенаправленный характер, т. к. известны события, которые необходимо нейтрализовать.

10 Концепция ПСС. Понятия о нарушении безопасности функционирования, опасной ситуации, неблагоприятной причине, факторе (неблагоприятных событиях)

          Нарушению безопасности функционирования предшествует определённое (предкризисное, граничное) состояние ответственного технологического процесса, которое называется опасной ситуацией (ОС). К опасной ситуации приводит неблагоприятная причина (НП), представляющая собой опасный отказ техники, опасную ошибку человека, опасное воздействие окружающей среды, действующие как по отдельности, так и в сочетаниях. Здесь следует иметь ввиду, что принимаются во внимание только те отказы техники, ошибки человека, воздействия среды, которые могут приводить к ОС.

Похожие материалы

Информация о работе