Появлению НП содействуют факторы (Ф) техногенного, антропогенного и природного характера.
Все события: НБФ, ОС, НП и Ф обобщённо будем называть неблагоприятными событиями. Принципиальным условием построения модели управления безопасности является то, что для любого ОТП есть возможность определения и перечисления конкретного конечного числа неблагоприятных событий.
16 Количественная оценка критерия безопасности перевозочного процесса
В общем случае, вероятность благополучной (без НБФ) реализации перевозочного процесса (количественное значение критерия безопасности перевозочного процесса или просто - безопасность перевозочного процесса Рпп) может быть выражена формулой
где - вероятности благополучной (без НБФ) реализации 1,
2, 3, 4 и 5 этапов перевозочного процесса
соответственно.
Количественная оценка Qпп вероятности появления НБФ при реализации перевозочного процесса определяется выражением
где - вероятности нарушений безопасности на 1, 2, 3, 4, и 5-м
этапах соответственно.
Вышеприведённые формулы показывают, что анализ безопасности и количественную оценку ее уровня следует вести по всем этапам перевозочного процесса с учетом их специфики. При этом на том или ином этапе характерны свои нарушения безопасности функционирования, каждое из которых является составной частью НБФ перевозочного процесса.
Основным этапом перевозочного процесса является движение поезда, включающее в себя: отправление со станции, движение по перегону, приём на станцию. На этом этапе рассматривается не железнодорожный транспорт со всей инфраструктурой, а железнодорожная транспортная система (ЖТС). Нередко с позиции эксплуатации понятие железнодорожного транспорта и ЖТС отождествляют. Но с точки зрения безопасности функционирования под ЖТС следует понимать иерархический человеко-машинный комплекс, включающий в себя локомотив с машинистом, вагоны, путь, системы управления, обслуживающий персонал, агентов движения.
Структурная схема безопасности единичного маршрута приведена на рисунке 3.
В общем случае, метод дерева неблагоприятных событий – это графическое представления (граф) логических связей между неблагоприятными событиями с оценкой вероятности их промежуточных значений и вычислением суммарной вероятности конечного (вершинного) события.
Дерево неблагоприятных событий процесса перекрытия сигнала с проездом (ППЗС) представлено на рисунке 1.
|
Критерий опасного отказа - признак или совокупность признаков опасного состояния системы, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Например, для электромагнитного реле I
класса надежности критерий
опасного отказа - замыкание или неразмыкание фронтового контакта при
выключенной обмотке реле. Все дефекты, которые ведут к этому состоянию,
являются опасными и должны иметь вероятность возникновения, не
больше определенной нормы. Такими дефектами являются, например, сваривание
фронтового контакта, механическое заклинивание якоря в верхнем
положении, магнитное залипание якоря.
Внутренняя безопасность системы ЖАТ есть ее свойство сохранять исправное, работоспособное и защитное состояние. А безотказность – это свойство сохранять исправное и работоспособное состояние. Поэтому БЕЗОПАСНОСТЬ ≥ БЕЗОТКАЗНОСТИ.
В крайнем случае они равны, если любой отказ в системе является опасным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.