Понятие ответственного технологического процесса. Концепция абсолютной безопасности и приемлемого риска. Понятие транспортной системы. Дерево неблагоприятных событий процесса перекрытия сигнала с проездом, страница 2

          Появлению НП содействуют факторы (Ф) техногенного, антропогенного и природного характера.

          Все события: НБФ, ОС, НП и Ф обобщённо будем называть неблагоприятными событиями. Принципиальным условием построения модели управления безопасности является то, что для любого ОТП есть возможность определения и перечисления конкретного конечного числа неблагоприятных событий.

16 Количественная оценка критерия безопасности перевозочного процесса

В общем случае, вероятность благополучной (без НБФ) реализации перевозочного процесса (количественное значение критерия безопасности перевозочного процесса или просто - безопасность перевозочного процесса Рпп) может быть выражена формулой

где  - вероятности благополучной (без НБФ) реали­зации 1,

                                                  2, 3, 4 и 5 этапов перевозочного про­цесса

                                                  соответственно.

Количественная оценка Qпп вероятности появле­ния НБФ при реализации перевозочного процесса определяется выражени­ем

где  - вероятности нарушений безопасности на 1, 2, 3, 4, и 5-м

                                                  этапах соответственно.

Вышеприведённые формулы показывают, что анализ безопасности и количественную оценку ее уровня следует вести по всем этапам перевозочного процесса с учетом их специфики. При этом на том или ином этапе характерны свои на­рушения безопасности функционирования, каждое из которых является составной частью НБФ перевозочного процесса.

17 Понятие транспортной системы

          Основным этапом перевозочного процесса является движение поезда, включающее в себя: отправление со станции, движение по перегону, приём на станцию. На этом этапе рассматривается не железнодорожный транспорт со всей инфраструктурой, а железнодорожная транспортная система (ЖТС). Нередко с позиции эксплуатации понятие железнодорожного транспорта и ЖТС отождествляют. Но с точки зрения безопасности функционирования под ЖТС следует понимать иерархический человеко-машинный комплекс, включающий в себя локомотив с машинистом, вагоны, путь, системы управления, обслуживающий персонал, агентов движения.

21 Структурная схема безопасности единичного маршрута

          Структурная схема безопасности единичного маршрута приведена на рисунке 3.

23 Дерево неблагоприятных событий процесса перекрытия сигнала с проездом (ППЗС)

          В общем случае, метод дерева неблагоприятных событий – это графическое представления (граф) логических связей между неблагоприятными событиями с оценкой вероятности их промежуточных значений и вычислением суммарной вероятности конечного (вершинного) события.

          Дерево неблагоприятных событий процесса перекрытия сигнала с проездом (ППЗС) представлено на рисунке 1.


Рисунок 3 – Структурная схема безопасности единичного маршрута

 
 



29 Критерий опасного отказа СЖАТ

Критерий опасного отказа - признак или совокупность признаков опасного состояния системы, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Например, для электромагнитного реле I класса надежности критерий
опасного отказа - замыкание или неразмыкание фронтового контакта при
выключенной обмотке реле. Все дефекты, которые ведут к этому состоя­нию, являются опасными и должны иметь вероятность возникновения, не
больше определенной нормы. Такими дефектами являются, например, сва­ривание фронтового контакта, механическое заклинивание якоря в верхнем
положении, магнитное залипание якоря.

Внутренняя безопасность системы ЖАТ есть ее свойство сохранять ис­правное, работоспособное и защитное состояние. А безотказность – это свойство сохранять исправное и работоспособное состояние. Поэтому БЕЗОПАСНОСТЬ ≥ БЕЗОТКАЗНОСТИ.

В крайнем случае они равны, если любой отказ в системе является опас­ным.