Содержание курса
Учащиеся осваивают в ходе занятий, прежде всего, способы деятельности психолога-исследователя, знакомятся с нормативными этапами научного иссле-дования как способа получения нового психологического знания.
Известное, опубликованное психологическое знание вовлекается в соот-ветствии с темами, избранными участниками курса. Если выбран один из моду-лей, и тем самым ресурс для проработки разнообразных, не увязанных между собой тем ограничен, ведущий курса может определить общую тему Мастер-ской, например: "Психология межличностных отношений", "Особенности общения подростков". Тогда участники выбирают собственную тему в пределах общей.
В качестве основных понятий, организующих исследовательскую дея-тельность, необходимо выделить следующие: "гипотеза", "исследовательский вопрос", "метод исследования" - это равно относится и к исследованию на тео-ретическом уровне, на основе литературных источников, предлагаемом в моду-ле № 1, так и на эмпирическом.
Среди основных осваиваемых методов исследования эмпирического:
1. метод наблюдения;
2. метод анкетирования;
3. метод беседы;
4. методы цветовых выборов;
5. биографические методы.
Осваиваются также способы делового сотрудничества: групповое обсуж-дение, дискуссия, "мозговой штурм" и т.п.
Методические рекомендации
· Исследование как тип деятельности предназначено для получения нового знания. Это подразумевает наличие вопроса, который требует поиска ответа. Поэтому ключевым для данного курса является оформление собственного актуального вопроса подростка, а не навязывание ему вопросов, заготовленных взрослым.
· Адекватным внутренним мотивом выполнения психологического изыс-кания в подростковом возрасте выступает личный интерес или поиск ответа на жизненно-значимый вопрос, например: "Как побеждать в споре?", "Как восстановить отношения с парнем, и стоит ли это делать?". Вместе с тем представление о психологическом исследовании у подростков ещё мифологизировано - оно представляется простым и очевидным. Особой задачей педагога при этом выступает удержание баланса между сохранением интереса и актуальности собственного вопроса и осмысленным овладением культурными средствами психологического исследования.
· Для старшего подросткового возраста, представителям которого адресован курс, актуальным является преодоление противоречия между замыслом и реализацией (К.Н.Поливанова). Исходя из этого, специфической педагогической задачей выступает ресурсное обеспечение реализации замысла подростка в культурной форме.
· Важным ресурсом выполнения качественного, осмысленного исследования выступает организация групповой, совместно-разделённой деятельности. Опыт показывает, что именно в этой форме (а не индивидуально) старший подросток эффективно осваивает способ исследовательской деятельности. Основу для этого задаёт общий интерес к психологии, объединивший детей на элективный курс. Задача педагога - установить и поддерживать отношения делового сотрудничества, заинтересованность и содействие работе друг друга. Необходимо специально обучить детей навыкам коллективного обсуждения, дискуссии, умению формулировать разного типа вопросы и суждения.
Ресурсное обеспечение программы
Перечень литературы для самостоятельной работы учащихся
1. Алёшина Ю.Е., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? Как организовать и провести беседу? Что мешает эффективному общению?// Хрестоматия по социальной психологии – М.: Международная пед. академия, 1995.
2. Диагностическая беседа // Альманах психологических тестов – М.: «КСП», 1996.
3. Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребёнке. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Academia, 1995.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.