Таким образом, курс обеспечивает возможности:
1. для практической пробы себя как в качестве психолога-исследователя и осмысления, рефлексии результата этой пробы;
2. для овладения конкретными психологическими методиками.
3. для практического использования средств психологического исследо-вания в целях удовлетворения собственного интереса.
Учебно-тематический план
При наличии ресурсных возможностей курс может быть реализован в полном варианте, позволяющем подростку пройти путь от оформления собст-венного интереса в предметной области к замыслу исследования, его теорети-ческой проработке к реализации собственного эмпирического исследования (Учебно-тематический план № 1).
Однако курс может быть выстроен и модульно: модуль № 1 "Психологи-ческое исследование на основе анализа литературы"; модуль № 2 "Эмпиричес-кое психологическое исследование". Каждый модуль может быть использован самостоятельно и подразумевает получение каждым учащимся отчуждаемого продукта в виде текста-отчёта о проведённой исследовательской работе, его публичную защиту.
Учебно-тематический план № 1.
№ |
Тема занятия. |
Содержание деятельности |
Кол-во часов |
1. |
Презентация курса |
Знакомство с удачными образцами творческих работ по психологии, задачами и формами работы на курсе. |
1 |
2. |
Знакомство с принципами работы "Мастерской по психологии". |
Опробование формы научно-иссле-довательского семинара. Формирова-ние отношений делового сотрудни-чества. |
4 |
3. |
Определение зоны собст-венного исследовательс-кого интереса и планиро-вание собственного иссле-дования. |
Оформление и представление на всеоб-щее обсуждение темы и замысла собст-венного исследования. Освоение фор-мы дискуссии. |
3 |
4. |
Разработка проблемной области на основе литера-турных источников. Выд-вижение гипотезы иссле-дования. |
Способы работы с литературными ис-точниками, доклады по собственной тематике. Освоение требований к ра-бочей гипотезе. Формулировка своей гипотезы. Написание введения к ра-боте. |
5 |
5. |
Принципы выбора метода исследования эмпиричес-кой проверки гипотезы. Этические принципы проведения исследования на человеке. |
Знакомство с методами исследования, соответствующих выбранным учащи-мися темам, их опробование. Выбор метода и конструирование исследо-вательских методик, под задачи конк-ретных работ, их опробация. |
6 |
6. |
Осуществление эмпири-ческого исследования - сбор данных. |
Знакомство с условиями качествен-ного сбора данных: предварительная беседа, установление контакта, соблю-дение этических норм; требования к выборке. |
5 |
7. |
Способы обработки и представления полученных данных. |
Освоение способов работы с данными психологических методик на примере собранных учащимися данных - пер-вичная ситематизация, построение таблиц, графиков. |
4 |
8. |
Анализ данных и формулирование итоговых выводов. |
Освоение перехода от интерпретации данных к итоговым выводам, заключению относительно гипотезы. |
3 |
9. |
Презентация проделанного исследования. |
Освоение формы научного доклада с компьютерной презентацией. Навыки ведения дискуссии при обсуждении доклада. |
2 |
10 |
Подведение итогов курса. |
Рефлексия индивидуальных проб: трудностей, достижений. Критический анализ деятельности курса. |
1 |
Всего |
34 ч. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.