сравнению с другими видами текстильных материалов, такими как ткани, трикотажное полотно.Сочетание ворсовой поверхности с мягкостью трикотажного полотна позволяет найти для искусственного меха широкое применение в производстве одежды.
Производство искусственного меха на трикотажной основе является технологически сложным процессом, включающим три технологических перехода:
- изготовление чесальной ленты;
- вязание сурового меха;
- отделочное производство.
Для производства продукции на предприятии используется современное, технологически сложное оборудование.
Изготовление чесальной ленты осуществляется на 6-ти автоматизированных линиях производства США и Англии, вязание производится на 326 (135 жаккардовых и 191 гладких) вязальных машинах фирмы «Уальдман жаккард» США, « KYPL » - кругловязальные машины Корея и фирмы «Террот» Германия. В отделке искусственного меха занято 8 поточных специализированных линий производства США и Германии.
Основное сырье и материалы поступают на фабрику от отечественных производителей, за исключением латекса (Россия, Германия). Основными видами сырья для предприятия являются:
- Синтетические волокна (Нитрон М, Нитрон С, Нитрон Д, Лавсан, Акриловое волокно), поставщики: ПО «Полимир» г. Новополоцк, ПО «Химволокно » г. Могилев, РБ.
- Пряжа (полиэфирная, хлопчатобумажная и др.), поставщик: ПО «Химволокно» г. Светлогорск, РБ.
- Латекс (БС-50, БСК 70/2, LBSK), поставщики: ОАО «Воронежсинтезкаучук» Россия, «Каучук - Гезельшафт» Германия.
- Клей КМЦ;
- Тара (патроны для намотки, мешки для упаковки меха);
Предприятие имеет достаточно разветвленную организационную структуру управления (ОСУ). Схема ОСУ представлена в приложении № 4.
В связи с тем, что строительство фабрики проектировалось с расчетом на реализацию продукции на всей территории СССР, в настоящее время на территории стран постсоветского пространства ОАО «БЕЛФА » является крупнейшим предприятием легкой промышленности по производству искусственного меха на трикотажной основе. Производственные мощности превышают на 20 - 25 % производственные мощности конкурентов. Очевидно, что потребности внутреннего рынка Республики Беларусь не могут обеспечить сбыт продукции предприятия. В 2001 году сложилась следующая ситуация:
Рис.2.2. Региональная структура отгрузки продукции ОАО «БЕЛФА» в 2001 году
За пределами Республики Беларусь реализовывается 21,7% продукции. В связи с этим фактом огромное значение имеет маркетинговый анализ рынков сбыта, расширение и поиск новых ниш на рынках. Исходя из анализа белорусского рынка, основными потребителями продукции ОАО «БЕЛФА» являются:
- предприятия и фирмы концерна «Беллегпром»;
- предприятия Министерства торговли;
- предприятия бытового обслуживания;
- спецучреждения;
- Белкоопсоюз;
- оптово-розничные предприятия и коммерческие струк туры.
Хотя львиная доля отгрузки продукции ОАО «БЕЛФА» в 2001 году приходилась на внутренний рынок (рис.2.2.), тем не менее, экспорт для предприятия является очень важным и перспективным направлением в сбыте продукции. Структура экспорта предприятия представлена на рис. 2.3.
Рис.2.3.Структура экспорта продукции ОАО «БЕЛФА» в
2001 г.
Основными странами-экспортерами являются: страны СНГ (Россия, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Молдова, Армения), а также страны дальнего зарубежья (Германия, Турция, Польша, страны Балтики). Это объясняется сложившимися экономическими связями. Вместе с тем предприятию приходится вести активную постоянную борьбу на зарубежных рынках, т.к. на территории стран постсоветского пространства у предприятия достаточно много конкурентов: Фабрика искусственного меха г. Желтые Воды, ЗАО «Искусственный мех» г. Киреевск, ЗАО «Орентекс» г. Орехово-Зуево.
В целях увеличения экспорта на предприятии постоянно ведется работа по повышению уровня конкурентоспособности продукции, в т.ч.:
- снижение и фиксация цены;
- сертификация продукции согласно требованиям ISO;
- улучшение качества упаковки;
- организация бесперебойной поставки сырья;
- развитие торговых связей через Интернет;
- оптимизация документооборота с целью упрощения доставки продукции покупателю;
- рекламная кампания и др.;
Результаты производственно-хозяйственной деятельности ОАО «БЕЛФА» в 2001 году представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Технико-экономические показатели ОАО «БЕЛФА» за 2001г.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2000 |
2001 |
Темп роста, % |
|||||
Объем реализации продукции, работ, услуг (товарооборот) |
т.р. |
18745860 |
24502225 |
130,7 |
|||||
Из товарооборота выручка - поступившая на счета учета денежных средств - по товарообменным операциям |
т.р. |
10917688 3043351 |
10835779 4562379 |
99,2 150,0 |
|||||
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) |
т.р. |
12828095 |
18246114 |
142,0 |
|||||
Прибыль от реализации |
т.р. |
2384634 |
1825471 |
76,5 |
|||||
Прибыль балансовая |
т.р. |
2399673 |
1826011 |
76,1 |
|||||
Использование балансовой прибыли |
т.р. |
2399673 |
1826011 |
76,1 |
|||||
Рентабельность реализованной товарной продукции |
% |
21,8 |
12,6 |
57,8 |
|||||
Среднесписочная численность работающих за год |
чел |
1955 |
1674 |
85,6 |
|||||
Структура численности: ППП рабочие |
% |
15,4 84,6 |
16,0 84,0 |
103,9 99,3 |
|||||
Выработка на 1-го работающего ППП в сопоставимых ценах |
т.р. |
12319,4 |
11827,5 |
96,0 |
|||||
Трудоемкость выпускаемой продукции |
чел/час т.р. |
0,126 |
0,128 |
101,6 |
|||||
Среднемесячная з/п персонала -из них ППП |
Руб. |
73738 77501 |
134815 138762 |
182,8 179,0 |
|||||
В деятельности предприятия заметно снижение по всем основным показателям. Факторы различного рода оказали негативное воздействие на ухудшение экономической ситуации ОАО «БЕЛФА».
Так, количественным фактором, повлиявшим на рост себестоимости, является объем выпуска продукции (в 2001 году выпуск искусственного меха составил 8475 т.м2, выполнение плана на 77%). За 2001 год план по выпуску продукции не был выполнен практически по всем пунктам, за исключением продукции швейной промышленности (табл.2.2). В основном это объясняется необеспеченностью предприятия основным сырьем и материалами по причине нехватки оборотных средств у предприятия.
Таблица 2.2
Выполнение плана выпуска продукции по предприятию
за 2001г.
Наименование |
Ед. |
2001 |
2000 |
Темп |
||
изм.. |
По |
По |
% |
рос- |
||
пла- |
фак- |
вы- |
та, % |
|||
ну- |
ту |
полн |
||||
про- |
ения |
|||||
гнозу |
пла- |
|||||
на |
||||||
Мех искусственный |
т.м2 |
1100 0 |
8475 |
77,0 |
10430 |
81,3 |
Полотно нетканое |
т.м2 |
600 |
478 |
79,7 |
577,1 |
82,8 |
Плита т/изоляционная |
м3 |
1600 |
9,0 |
0,6 |
289,6 |
3,1 |
Волокнит |
м2 |
- |
693,6 |
- |
941,9 |
73,6 |
Ватин холстопрошив- |
т.м.п |
460 |
280 |
60,9 |
476,6 |
58,7 |
ной |
||||||
Швейные изделия |
т.шт. |
206 |
127,3 |
61,8 |
208,3 |
61,1 |
в т.ч. продукция швей- |
||||||
ной промышленности |
28 |
31,9 |
113,9 |
30,5 |
104,6 |
|
из них для детей |
7 |
10,6 |
151,4 |
14,0 |
75,7 |
|
Теплоэнергия на сто- |
Гкал |
- |
6000 |
- |
56633 |
106,0 |
рону |
9 |
|||||
Сжатый воздух на сто- |
т.м3 |
- |
115,3 |
- |
197,4 |
58,4 |
рону |
Увеличение себестоимости и снижение прибыли предприятия привели к резкому снижению рентабельности реализованной продукции с 21,8% до 12,6%.
Удельный вес руководителей, специалистов и служащих за 2001 год превысил плановый уровень на 0,3 пункта, что объясняется снижением фактической численности категории рабочих. Снижение численности работников ОАО "БЕЛФА" за 12 месяцев 2001 года не компенсировала роста уровня заработной платы. По-прежнему основной причиной сокращения численности работников на предприятии является низкий уровень оплаты труда.
Среднемесячная заработная плата всего персонала за декабрь 2001г. составила 134815 руб., из них ППП - 138762 руб. В среднем темп роста среднемесячной заработной платы в 2001 году по отношению к базовому 2000 году был равен 183%.
Трудоемкость выпускаемой продукции составила за истекший период 0,13 чел./час на 1 т.р. товарной продукции в сопоставимых ценах, выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,6%. На рост трудоемкости выпускаемой продукции и снижение выработки повлияло снижение объемов производства, вследствие сокращения спроса на выпускаемую продукцию.
Рост товарооборота на 30,7% не компенсировал увеличение себестоимости продукции, темп роста которой составил 142%. Это свидетельствует о значительном увеличении
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.