Рентабельность продукции и пути ее повышения (на примере белорусского предприятия ОАО «БЕЛФА»)

Страницы работы

73 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

сравнению с другими видами текстильных материалов, такими как ткани, трикотажное полотно.Сочетание ворсовой поверхности с мяг­костью трикотажного полотна позволяет найти для искусст­венного меха широкое применение в производстве одежды.

Производство искусственного меха на трикотажной ос­нове является технологически сложным процессом, включаю­щим три технологических перехода:

-  изготовление чесальной ленты;

-  вязание сурового меха;

-  отделочное производство.

Для производства продукции на предприятии использу­ется современное, технологически сложное оборудование.

Изготовление чесальной ленты осуществляется на 6-ти автоматизированных линиях производства США и Англии, вя­зание производится на 326 (135 жаккардовых и 191 гладких) вязальных машинах фирмы «Уальдман жаккард» США, « KYPL » - кругловязальные машины Корея и фирмы «Террот» Герма­ния. В отделке искусственного меха занято 8 поточных спе­циализированных линий производства США и Германии.

Основное сырье и материалы поступают на фабрику от отечественных производителей, за исключением латекса (Рос­сия, Германия). Основными видами сырья для предприятия являются:

-   Синтетические волокна (Нитрон М, Нитрон С, Нитрон Д, Лавсан, Акриловое волокно), поставщики: ПО «Полимир» г. Новополоцк, ПО «Химволокно » г. Могилев, РБ.

-  Пряжа (полиэфирная, хлопчатобумажная и др.), поставщик: ПО «Химволокно» г. Светлогорск, РБ.

-  Латекс (БС-50, БСК 70/2, LBSK), поставщики: ОАО «Воронежсинтезкаучук» Россия, «Каучук - Гезельшафт» Германия.

-  Клей КМЦ;

-  Тара (патроны для намотки, мешки для упаковки меха);

Предприятие имеет достаточно разветвленную организа­ционную структуру управления (ОСУ). Схема ОСУ представ­лена в приложении № 4.

В связи с тем, что строительство фабрики проектирова­лось с расчетом на реализацию продукции на всей территории СССР, в настоящее время на территории стран постсоветского пространства ОАО «БЕЛФА » является крупнейшим предпри­ятием легкой промышленности по производству искусственно­го меха на трикотажной основе. Производственные мощности превышают на 20 - 25 % производственные мощности конку­рентов. Очевидно, что потребности внутреннего рынка Рес­публики Беларусь не могут обеспечить сбыт продукции пред­приятия. В 2001 году сложилась следующая ситуация:

 


Рис.2.2. Региональная структура отгрузки продукции ОАО «БЕЛФА» в 2001 году

За пределами Республики Беларусь реализовывается 21,7% продукции. В связи с этим фактом огромное значение имеет маркетинговый анализ рынков сбыта, расширение и по­иск новых ниш на рынках. Исходя из анализа белорусского рынка, основными потребителями продукции ОАО «БЕЛФА» являются:

-  предприятия и фирмы концерна «Беллегпром»;

-  предприятия Министерства торговли;

-  предприятия бытового обслуживания;

-  спецучреждения;

-  Белкоопсоюз;

-  оптово-розничные предприятия и коммерческие струк­ туры.

Хотя львиная доля отгрузки продукции ОАО «БЕЛФА» в 2001 году приходилась на внутренний рынок (рис.2.2.), тем не менее, экспорт для предприятия является очень важным и пер­спективным направлением в сбыте продукции. Структура экс­порта предприятия представлена на рис. 2.3.

Рис.2.3.Структура экспорта продукции ОАО «БЕЛФА» в

2001 г.

Основными странами-экспортерами являются: страны СНГ (Россия, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Молдова, Армения), а также страны дальнего зарубежья (Германия, Турция, Польша, страны Балтики). Это объясняется сложив­шимися экономическими связями. Вместе с тем предприятию приходится вести активную постоянную борьбу на зарубежных рынках, т.к. на территории стран постсоветского пространства у предприятия достаточно много конкурентов: Фабрика искус­ственного меха г. Желтые Воды, ЗАО «Искусственный мех» г. Киреевск, ЗАО «Орентекс» г. Орехово-Зуево.

В целях увеличения экспорта на предприятии постоянно ведется работа по повышению уровня конкурентоспособности продукции, в т.ч.:

-  снижение и фиксация цены;

-  сертификация продукции согласно требованиям ISO;

-  улучшение качества упаковки;

-  организация бесперебойной поставки сырья;

-  развитие торговых связей через Интернет;

-   оптимизация документооборота с целью упрощения доставки продукции покупателю;

-  рекламная кампания и др.;

Результаты производственно-хозяйственной деятельно­сти ОАО «БЕЛФА» в 2001 году представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 Технико-экономические показатели ОАО «БЕЛФА» за 2001г.

Наименование показателей

Ед. изм.

2000

2001

Темп роста, %

 

Объем реализации продук­ции, работ, услуг (товаро­оборот)

т.р.

18745860

24502225

130,7

 

Из товарооборота выручка - поступившая на счета учета денежных средств - по товарообменным опе­рациям

т.р.

10917688 3043351

10835779 4562379

99,2 150,0

Себестоимость реализован­ной продукции (работ, ус­луг)

т.р.

12828095

18246114

142,0

Прибыль от реализации

т.р.

2384634

1825471

76,5

Прибыль балансовая

т.р.

2399673

1826011

76,1

Использование балансовой прибыли

т.р.

2399673

1826011

76,1

Рентабельность реализо­ванной товарной продукции

%

21,8

12,6

57,8

Среднесписочная числен­ность работающих за год

чел

1955

1674

85,6

Структура численности: ППП рабочие

%

15,4 84,6

16,0 84,0

103,9 99,3

Выработка на 1-го рабо­тающего ППП в сопостави­мых ценах

т.р.

12319,4

11827,5

96,0

Трудоемкость выпускаемой продукции

чел/час т.р.

0,126

0,128

101,6

Среднемесячная з/п персо­нала -из них ППП

Руб.

73738 77501

134815 138762

182,8 179,0

В деятельности предприятия заметно снижение по всем основным показателям. Факторы различного рода оказали не­гативное воздействие на ухудшение экономической ситуации ОАО «БЕЛФА».

Так, количественным фактором, повлиявшим на рост се­бестоимости, является объем выпуска продукции (в 2001 году выпуск искусственного меха составил 8475 т.м2, выполнение плана на 77%). За 2001 год план по выпуску продукции не был выполнен практически по всем пунктам, за исключением про­дукции швейной промышленности (табл.2.2). В основном это объясняется необеспеченностью предприятия основным сырь­ем и материалами по причине нехватки оборотных средств у предприятия.

Таблица 2.2

Выполнение плана выпуска продукции по предприятию

за 2001г.

Наименование

Ед.

2001

2000

Темп

изм..

По

По

%

рос-

пла-

фак-

вы-

та, %

ну-

ту

полн

про-

ения

гнозу

пла-

на

Мех искусственный

т.м2

1100 0

8475

77,0

10430

81,3

Полотно нетканое

т.м2

600

478

79,7

577,1

82,8

Плита т/изоляционная

м3

1600

9,0

0,6

289,6

3,1

Волокнит

м2

-

693,6

-

941,9

73,6

Ватин холстопрошив-

т.м.п

460

280

60,9

476,6

58,7

ной

Швейные изделия

т.шт.

206

127,3

61,8

208,3

61,1

в т.ч. продукция швей-

ной промышленности

28

31,9

113,9

30,5

104,6

из них для детей

7

10,6

151,4

14,0

75,7

Теплоэнергия на сто-

Гкал

-

6000

-

56633

106,0

рону

9

Сжатый воздух на сто-

т.м3

-

115,3

-

197,4

58,4

рону

Увеличение себестоимости и снижение прибыли пред­приятия привели к резкому снижению рентабельности реали­зованной продукции с 21,8% до 12,6%.

Удельный вес руководителей, специалистов и служащих за 2001 год превысил плановый уровень на 0,3 пункта, что объясняется снижением фактической численности категории рабочих. Снижение численности работников ОАО "БЕЛФА" за 12 месяцев 2001 года не компенсировала роста уровня зара­ботной платы. По-прежнему основной причиной сокращения численности работников на предприятии является низкий уро­вень оплаты труда.

Среднемесячная заработная плата всего персонала за де­кабрь 2001г. составила 134815 руб., из них ППП - 138762 руб. В среднем темп роста среднемесячной заработной платы в 2001 году по отношению к базовому 2000 году был равен 183%.

Трудоемкость выпускаемой продукции составила за ис­текший период 0,13 чел./час на 1 т.р. товарной продукции в сопоставимых ценах, выросла по сравнению с соответствую­щим периодом прошлого года на 1,6%. На рост трудоемкости выпускаемой продукции и снижение выработки повлияло сни­жение объемов производства, вследствие сокращения спроса на выпускаемую продукцию.

Рост товарооборота на 30,7% не компенсировал увеличе­ние себестоимости продукции, темп роста которой составил 142%. Это свидетельствует о значительном увеличении

Похожие материалы

Информация о работе