ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАТИКИ
Новосибирского государственного университета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ
для специальности |
“Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем” |
2003 год
ОДОБРЕНА
Зав. кафедрой математических
и естественно-научных дисциплин
д.ф.-м.н.
______________А.И. Кожанов
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Заместитель директора
по учебной работе
к.ф.-м.н.
__________________Н.Е.Амандус
Автор : д.ф.-м.н., доцент С. Б. Сорокин
Рецензент: д.ф.-м.н., профессор А.Ф. Воеводин
1. Пояснительная записка
Данная дисциплина рассматривается как обязательная дисциплина прикладного характера, определяющая специализацию студента.
Методы и приемы математического аппарата, изучаемые студентами в рамках данной дисциплины, имеют непосредственное приложение в профессиональной деятельности выпускников Колледжа и необходимы для решения ими практических задач, связанных с математическим моделированием в различных областях знаний.
В качестве основы курса преподаются основополагающие принципы вычислительной математики, дающие студентам необходимый объем знаний для численного решения практических задач численного анализа, линейной алгебры, обыкновенных дифференциальных уравнений и обработки информации. К концу изучения данной дисциплины, студенты должны владеть приемами решения задач алгебраического интерполирования функций, заданных аналитически или таблично, численного интегрирования и дифференцирования функций, вычисления корней нелинейных уравнений, нахождения решения системы линейных алгебраических уравнений и задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений.
На протяжении всего курса большое внимание уделяется решению упражнений и задач по изучаемым в рамках преподаваемой дисциплины разделам и темам, что позволяет студентам последовательно осваивать различные подходы к решению практических задач и глубже понимать природу и специфику численных методов.
Контроль по данной дисциплине осуществляется в форме экзамена и/или зачета, которые проводятся после окончания изучения дисциплины, и потоковых контрольных работ, проводимых два раза в семестр.
2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Макси-мальная. учебная нагрузка студента, час. |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самосто-ятельная работа студента |
||
Всего |
Лекции |
Практи-ческие занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Раздел 1. Численный анализ |
30 |
20 |
10 |
10 |
10 |
Тема 1. Алгебраические методы интерполиро-вания. |
15 |
10 |
5 |
5 |
5 |
Тема 2. Численное интегрирование |
9 |
6 |
3 |
3 |
3 |
Тема 3. Численное дифференцирование |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Раздел 2. Численные методы решения нелинейных и линейных алгебраических уравнений |
60 |
40 |
20 |
20 |
20 |
Тема 1. Численные методы решения нелинейных уравнений. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 2. Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. |
48 |
32 |
16 |
16 |
16 |
Раздел 3. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений |
18 |
12 |
6 |
6 |
6 |
Тема 1. Численные методы решения задачи Коши. |
18 |
12 |
6 |
6 |
6 |
3. Содержание учебной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ.
Численное моделирование и вычислительный эксперимент. Этапы решения прикладных задач на ЭВМ. Особенности машинной арифметики.
РАЗДЕЛ 1. ЧИСЛЕННЫЙ АНАЛИЗ.
Тема 1. Алгебраические методы интерполирования.
Формулировка задачи алгебраического интерполирования. Теорема о существовании и единственности ее решения. Интерполяционный полином в форме Лагранжа. Разностные отношения (разделенные разности). Интерполяционный полином в форме Ньютона. Оценка погрешности интерполирования. Наилучшие приближения в нормированных пространствах. Теорема о существовании решения задачи о наилучшем приближении в нормированных пространствах. Теорема о выпуклости множества решений задачи о наилучшем приближении. Теорема о единственности решения задачи о наилучшем приближении в строго нормированном пространстве. Теорема о существовании и единственности решения задачи о наилучшем приближении в гильбертовом пространстве. Чебышевский альтернанс. Теорема о чебышевском альтернансе. Многочлен Чебышева, наименее уклоняющийся от нуля. Выбор узлов интерполирования.
Тема 2. Численное интегрирование.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.