МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психиатрии,
наркологии и медицинской психологии
Обсуждено на заседании кафедры
психиатрии, наркологии и
медицинской психологии
Протокол № 1 от 26 января 2010 г.
Тема: нарушение мышления
к практическому занятию № 5
для студентов IV курса лечебного факультета
Авторы: Л.А. Костейко
Н.В. Хмара
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.
У человека есть способность изучать мир, а также размышлять о самом себе, положение в обществе.
Мышление – это сложный психический процесс, определяемый социальными факторами и деятельностью всех структур психики человека. Мышление включает в себя понятие, суждения, умозаключения. В развитии интеллекта много места занимает мышление. Процесс формирования мышления начинается в раннем детстве с наглядно-действенного мышления и заканчивается абстрактно-логическим. Последний вид мышления характерен только для человека. Различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое. Мышление нарушается при всех психических заболеваниях, поэтому знание и изучение нарушения мышления имеет большое значение в профилактике, лечении реабилитации подобного рода больных.
2. Цель
·создать у студентов представление о главнейшей функции психики – мышления;
·обучить дифференциации различных видов мышления;
·научить определять виды нарушений мышления;
·научить дифференцировать бред от навязчивых состояний, от сверхценных идей и нормы;
·изучить синдром Кандинского-Клерамбо;
·изучить формы нарушения ассоциативного мышления.
3. Задачи
Студент должен знать
·виды мышления;
·синдром Кандинского-Клерамбо;
·виды бреда;
·нарушения ассоциативного мышления;
·навязчивые состояния.
Студент должен уметь
·выявлять психопатологию мышления;
·выявлять синдром Кандинского-Клерамбо;
·дифференцировать нарушения ассоциативного мышления;
·дифференцировать виды бреда;
·дифференцировать навязчивые состояния.
Студент должен овладеть практическими навыками
·беседовать с больным;
·выявлять психопатологию мышления;
·выявлять синдром Кандинского-Клерамбо.
4. Основные учебные вопросы
· определение мышления, его физиологические основы и свойства;
· бредовые идеи;
· этапы образования беда;
· паранойяльный, параноидный, парафренный бред;
· навязчивые состояния;
· сверхценные идеи;
·синдром Кандинского-Клерамбо;
·нарушения ассоциативного мышления.
5. Вспомогательные материалы по теме:
·учебно-методическая разработка для студентов;
· учебные задачи для студентов по психиатрии;
· тексты лекций по психиатрии;
· истории болезни больных;
· наборы учебных таблиц по психиатрии.
6. Материалы для контроля за усвоением темы:
Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при шизофрении и биполярном расстройстве.
Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля:
1. К отвлеченным навязчивостям относится все перечисленное, кроме:
· бесплодное мудрствование (умственная жвачка);
· навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, терминов;
· навязчивое чувство антипатии; · навязчивый счет;
· навязчивое разложение на отдельные слоги различных слов.
2. Особенностью паранойяльной ипохондрии является все, кроме:
· твердой убежденности в некоем заболевании;
· убеждение, что болезнь развилась в результате воздействия гипноза и так далее;
· наличие системы доказательств заболевания;
· упорного требования обследования;
· проявление кверулянтской активности при попытках переубеждения.
3. Синдром сверхценных идей характеризуется всем, кроме:
· наличие суждений, возникающих вследствие реальных обстоятельств на основе действительных фактов;
· приобретение этими суждениями в сознании больного доминирующего места;
· наличие выраженного аффективного напряжения;
· «склонности» убеждении при определенных условиях с течением времени дезактуализироваться, блекнуть и исчезать;
· целиком ошибочных, неправильных умозаключений.
4. Бредовые идеи характеризуются всем, кроме:
· несоответствие действительности; · полного овладения сознанием;
· доступности к коррекции, устранению путем убеждения;
· искажение отражения действительности;
· невозможности исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью.
5. Бредовое настроение характеризуется всем, кроме:
· напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы;
· возникновение этого состояния после «кристаллизации бреда»;
· необъяснимого мучительного беспокойства;
· приобретение окружающим иного смысла;
· восприятие себя и окружающего мира измененным.
6 Интерпретативный бред (бред толкования) характеризуется всем, кроме:
· нарушение абстрактного познания действительности;
· построение системы бреда на цепи доказательств, обнаруживающих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.