Нарушение эмоций, волевой деятельности, внимания: Учебно-методическая разработка к практическому занятию № 3 по дисциплине "Психиатрия"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психиатрии,

наркологии и медицинской психологии

                                                          Обсуждено на заседании кафедры

                                           психиатрии, наркологии и

                                           медицинской психологии

                                                          Протокол № 1 от 26 января  2010 г.

Тема: НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИЙ, ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВНИМАНИЯ

Учебно-методическая разработка

к практическому занятию № 3

 для студентов IV курса лечебного факультета

Авторы: Л.А. Костейко

                                                                                                                Н.В. Хмара

Гомель, 2004

1.Введение (актуальность темы)

Психическая деятельность человека не останавливается только на этапах рецепторной деятельности и памяти. В процессе развития человека усложняются и другие психические процессы. Общеизвестно, в жизни человека огромную роль играют эмоции и волевая деятельность. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним и внутренним раздражителям, к представлениям физического и социального порядка. Врач должен помнить постоянно, что невнимательное отношение к эмоциям и чувствам больного может привести не только к ошибкам, но и к тяжелым последствиям, как для жизни самого больного, так и для окружающих. Любое заболевание как соматическое, так и психическое обязательно сопровождается изменениями в эмоционально-волевой сфере человека. Исходя, из характерологических особенностей больного можно предполагать психосоматическую патологию и течение соматического заболевания.

2. Цель

·  создать у студентов представление о первых проявлениях эмоционально-волевой и двигательной сфер;

·  обратить внимание на патологии эмоций и волевой сферы;

·  научить определять патологию эмоций по мимике, интонации речи, высказываниям больного;

·  научить определять патологию воли по поведению, интонации речи, высказываниям больного;

·  научить выявлять нарушение в двигательной сфере (кататонический синдром).

3. Задачи

Студент должен знать

·  особенности эмоционально-волевой и двигательной сфер;

·  патологию эмоций и волевой сферы;

·  выявлять нарушение в двигательной сфере (кататонический синдром).

Студент должен уметь

·  выявлять нарушения эмоциональной сферы;

·  выявлять нарушения волевой сферы;

·  выявлять нарушения в двигательной сфере;

·  выявлять маниакальный синдром;

·  выявлять депрессивный синдром.

Студент должен овладеть практическими навыками

·  осмотр и обследование больного;

·  распознавать нарушения в эмоциональной сфере;

·  распознавать нарушения в волевой сфере;

·  распознавать нарушения в двигательной сфере;

·  уметь оказывать помощь при кататоническое возбуждении;

·  уметь оказывать помощь при кататоническое ступоре.

4. Основные учебные вопросы

· физиологические и биохимические аспекты эмоционального реагирования;

· низшие и высшие эмоции. Типы эмоционального реагирования;

· стенические и астенические эмоции, их роль в поведении человека при психопатологических нарушениях;

· маниакальный синдром, виды, при какой патологии встречается;

· депрессивный синдром, виды, при какой патологии встречается;

· психопатология волевой сферы;

· кататонический синдром.

5. Вспомогательные материалы по теме

· учебно-методическая разработка для студентов;

· учебные задачи для студентов по психиатрии;

· тексты лекций по психиатрии;

· истории болезни больных;

· наборы учебных таблиц по психиатрии.

6. Материалы для контроля за усвоением темы

Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при шизофрении и биполярном расстройстве.

Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля

1.  Маниакальная триада характеризуется:

· повышенным настроением;                            · ускорением ассоциаций;

· наличием суточных колебаний настроения;            · двигательным возбуждением.

2.  Для депрессивной триады характерно:

· двигательное торможение;                                       · аффект тоски;

· меланхолический раптус;                                         · идеаторное торможение;

· депрессивное содержание мышления.

3.  К простому варианту депрессивного синдрома относится:

· анестетическая депрессия;                                        · тревожная депрессия;

· депрессия с бредом осуждения;                               · ступорозная депрессия;

· депрессия с бредом самообвинения.

4.  К признакам депрессивного двигательного торможения относятся:

· замедление движений;                                             · бедность мимики;

· ощущение мышечной слабости;                             · манерность;

· явление депрессивного ступора.

5.  К сложным вариантам депрессивного синдрома относятся:

· депрессия с интерпретативным бредом;                 · ипохондрическая депрессия;

· депрессия с бредом самоуничижения;                    · депрессия с бредом ущерба;

· депрессия с чувственным бредом.

6.  С наличием гипоманиакального состояния может быть связано:

· повышенный аппетит;                                              · нарушение сна;

· расторможенность влечений;                                  · манерность.

7.  Раптус проявляется:

· в наиболее выраженной форме двигательного возбуждения;

· в неистовом возбуждении, внезапно прерывающимся эпизодами заторможенности;

· в крайнем бессилии, доходящем до прострации и бессонницы;

· в том, что больные мечутся, кричат, наносят себе повреждения.

8.  Кататонический ступор проявляется:

· застывшим амимичным лицом;

· выраженным депрессивным аффектом;

· повышением мышечного тонуса;

· длительным сохранением одной позы;

· отказом от речи, негативизмом.

9.  Ступор с явлениями восковой гибкости проявляется:

· обездвиженностью;

· сохранением любого изменения позы;

· резким напряжением мышц, с противодействием при попытке изменить позу;

· появлением восковой гибкости в жевательных мышцах, затем в шеи, в верхних и нижних конечностях;

· исчезновением восковой гибкости в обратном порядке.

10.Апатический ступор проявляется:

· ложными воспоминаниями;                                  · абсолютной безучастностью;

· полной бездеятельностью;                                    · выраженной беспомощностью;

· крайним бессилием, доходящим до прострации, бессонницы.

7. Задания для самоподготовки и УИРС

1. Лавированные и атипичные депрессии у соматических больных. Особенности лавированных и атипичных депрессий у детей, подростков

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0