МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психиатрии,
наркологии и медицинской психологии
Обсуждено на заседании кафедры
психиатрии, наркологии и
медицинской психологии
Протокол № 1 от 26 января 2010 г.
Тема: НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИЙ, ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ВНИМАНИЯ
к практическому занятию № 3
для студентов IV курса лечебного факультета
Авторы: Л.А. Костейко
Н.В. Хмара
Гомель, 2004
Психическая деятельность человека не останавливается только на этапах рецепторной деятельности и памяти. В процессе развития человека усложняются и другие психические процессы. Общеизвестно, в жизни человека огромную роль играют эмоции и волевая деятельность. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним и внутренним раздражителям, к представлениям физического и социального порядка. Врач должен помнить постоянно, что невнимательное отношение к эмоциям и чувствам больного может привести не только к ошибкам, но и к тяжелым последствиям, как для жизни самого больного, так и для окружающих. Любое заболевание как соматическое, так и психическое обязательно сопровождается изменениями в эмоционально-волевой сфере человека. Исходя, из характерологических особенностей больного можно предполагать психосоматическую патологию и течение соматического заболевания.
2. Цель
· создать у студентов представление о первых проявлениях эмоционально-волевой и двигательной сфер;
· обратить внимание на патологии эмоций и волевой сферы;
· научить определять патологию эмоций по мимике, интонации речи, высказываниям больного;
· научить определять патологию воли по поведению, интонации речи, высказываниям больного;
· научить выявлять нарушение в двигательной сфере (кататонический синдром).
3. Задачи
Студент должен знать
· особенности эмоционально-волевой и двигательной сфер;
· патологию эмоций и волевой сферы;
· выявлять нарушение в двигательной сфере (кататонический синдром).
Студент должен уметь
· выявлять нарушения эмоциональной сферы;
· выявлять нарушения волевой сферы;
· выявлять нарушения в двигательной сфере;
· выявлять маниакальный синдром;
· выявлять депрессивный синдром.
Студент должен овладеть практическими навыками
· осмотр и обследование больного;
· распознавать нарушения в эмоциональной сфере;
· распознавать нарушения в волевой сфере;
· распознавать нарушения в двигательной сфере;
· уметь оказывать помощь при кататоническое возбуждении;
· уметь оказывать помощь при кататоническое ступоре.
4. Основные учебные вопросы
· физиологические и биохимические аспекты эмоционального реагирования;
· низшие и высшие эмоции. Типы эмоционального реагирования;
· стенические и астенические эмоции, их роль в поведении человека при психопатологических нарушениях;
· маниакальный синдром, виды, при какой патологии встречается;
· депрессивный синдром, виды, при какой патологии встречается;
· психопатология волевой сферы;
· кататонический синдром.
5. Вспомогательные материалы по теме
· учебно-методическая разработка для студентов;
· учебные задачи для студентов по психиатрии;
· тексты лекций по психиатрии;
· истории болезни больных;
· наборы учебных таблиц по психиатрии.
Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при шизофрении и биполярном расстройстве.
Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля
1. Маниакальная триада характеризуется:
· повышенным настроением; · ускорением ассоциаций;
· наличием суточных колебаний настроения; · двигательным возбуждением.
2. Для депрессивной триады характерно:
· двигательное торможение; · аффект тоски;
· меланхолический раптус; · идеаторное торможение;
· депрессивное содержание мышления.
3. К простому варианту депрессивного синдрома относится:
· анестетическая депрессия; · тревожная депрессия;
· депрессия с бредом осуждения; · ступорозная депрессия;
· депрессия с бредом самообвинения.
4. К признакам депрессивного двигательного торможения относятся:
· замедление движений; · бедность мимики;
· ощущение мышечной слабости; · манерность;
· явление депрессивного ступора.
5. К сложным вариантам депрессивного синдрома относятся:
· депрессия с интерпретативным бредом; · ипохондрическая депрессия;
· депрессия с бредом самоуничижения; · депрессия с бредом ущерба;
· депрессия с чувственным бредом.
6. С наличием гипоманиакального состояния может быть связано:
· повышенный аппетит; · нарушение сна;
· расторможенность влечений; · манерность.
7. Раптус проявляется:
· в наиболее выраженной форме двигательного возбуждения;
· в неистовом возбуждении, внезапно прерывающимся эпизодами заторможенности;
· в крайнем бессилии, доходящем до прострации и бессонницы;
· в том, что больные мечутся, кричат, наносят себе повреждения.
8. Кататонический ступор проявляется:
· застывшим амимичным лицом;
· выраженным депрессивным аффектом;
· повышением мышечного тонуса;
· длительным сохранением одной позы;
· отказом от речи, негативизмом.
9. Ступор с явлениями восковой гибкости проявляется:
· обездвиженностью;
· сохранением любого изменения позы;
· резким напряжением мышц, с противодействием при попытке изменить позу;
· появлением восковой гибкости в жевательных мышцах, затем в шеи, в верхних и нижних конечностях;
· исчезновением восковой гибкости в обратном порядке.
10.Апатический ступор проявляется:
· ложными воспоминаниями; · абсолютной безучастностью;
· полной бездеятельностью; · выраженной беспомощностью;
· крайним бессилием, доходящим до прострации, бессонницы.
7. Задания для самоподготовки и УИРС
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.