одна из самых широко распространенных видов психической патологии. Высок их уровень и среди пациентов соматических стационаров и поликлиник. Это связано и с соматизацией невротической патологии, и со страхом стигматизации в психиатрических диспансерах, и с высоким уровень вегето-соматических жалоб.
Согласно зарубежным данным, около 10% обращений к врачам общей практики связано с патологиями личности. При различных соматических заболеваниях, требующих стационарного лечения, сопутствующие невротические расстройства выявляются с частотой от 22 до 47%.
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать
· этиологию, патогенез патологии личности, невротических расстройств;
· основные симптомы, патологии личности, невротических расстройств;
· основные формы патологии личности, невротических расстройств;
· основные методы лечения.
Студент должен уметь
· выявлять основные симптомы реактивных психозов, патологии личности, неврозов;
· дифференцировать реактивные психозы от патологии личности, неврозов и от других психических расстройств.
Студент должен овладеть практическими навыками
· беседовать с больным.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин
1. Физиология центральной нервной системы.
2. Психология эмоционально-волевой сферы.
3. Психология общения.
4. Психология управления и воспитания.
5. Фармакология психотропных препаратов.
3. Контрольные вопросы по теме занятия
· краткий исторический очерк учения о неврозах;
· основные этиопатогенетические факторы развития невротических расстройств;
· классификация невротических расстройств;
· общие критерии диагностики невротических расстройств;
· генерализованное тревожное расстройство,
· агорафобия с паническим расстройством;
· конверсионные расстройства;
· посттравматическое стрессовое расстройство;
· расстройства адаптации,острая реакция на стресс;
· лечение невротических расстройств, расстройств личности.
4. Практическая часть занятия.
Осуществляется курация тематических больных с участием студентов, клинический разбор его психопатологии с учетом особенностей построения беседы. Разбор диагностического поиска и постановки диагноза.
5. Ход занятия
В начале занятия проводится опрос студентов по основным вопросам занятиям. Затем разбираются основные моменты темы. В последующем реализуется практическая часть занятия и подводится итог работы студентов.
Реферат занятия
Исторически достаточно полным считается определение неврозов, отражавшее взгляды советской психиатрии, дал В.А. Гиляровский: «Неврозы –– это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».
В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения невротических расстройств: психогенный фактор, как причина, вегетосоматические проявления, особенности личности.
Основные этиопатогенетические факторы развития неврозов.
Этиопатогенез невротических расстройств определяется следующими факторами:
Генетические –– это, в первую очередь, конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на основании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной системы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов полная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов, и у 15% дизиготных близнецов.
Особенности раннего детского развития. Исследования, проводившиеся в этой области не доказали однозначного влияния, однако невротические черты и наличие невротических синдромов в детском возрасте свидетельствует о недостаточно устойчивой психике и об отставании в созревании. Особое значение влиянию психических травм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоаналитические теории.
Личность. Особенности отношений в родительской семье способны формировать систему отношений человека, которые впоследствии становятся почвой для развития невротических расстройств. Вообще, значение личности, в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в момент начала расстройства. Так, у психологически здоровой личности невротическое расстройство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.