Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Расстройства зрелой личности: Методическая разработка для проведения занятий по психиатрии и наркологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

одна из самых широко распространенных видов психической патологии. Высок их уровень и среди пациентов соматических стационаров и поликлиник. Это связано и с соматизацией невротической патологии, и со страхом стигматизации в психиатрических диспансерах, и с высоким уровень вегето-соматических жалоб.

Согласно зарубежным данным, около 10% обращений к врачам общей практики связано с патологиями личности. При различных соматических заболеваниях, требующих стационарного лечения, сопутствующие невротические расстройства выявляются с частотой от 22 до 47%.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

· этиологию, патогенез патологии личности, невротических расстройств;

· основные симптомы, патологии личности, невротических расстройств;

· основные формы патологии личности, невротических расстройств;

· основные методы лечения.

Студент должен уметь

· выявлять основные симптомы реактивных психозов, патологии личности, неврозов;

· дифференцировать реактивные психозы от патологии личности, неврозов и от других психических расстройств.

Студент должен овладеть практическими навыками

· беседовать с больным.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1.  Физиология центральной нервной системы.

2.  Психология эмоционально-волевой сферы.

3.  Психология общения.

4.  Психология управления и воспитания.

5.  Фармакология психотропных препаратов.

3. Контрольные вопросы по теме занятия

· краткий исторический очерк учения о неврозах;

· основные этиопатогенетические факторы развития невротических расстройств;

· классификация невротических расстройств;

· общие критерии диагностики невротических расстройств;

· генерализованное тревожное расстройство,

· агорафобия с паническим расстройством;

· конверсионные расстройства;

· посттравматическое стрессовое расстройство;

· расстройства адаптации,острая реакция на стресс;

· лечение невротических расстройств, расстройств личности.

4. Практическая часть занятия.

Осуществляется курация тематических больных с участием студентов, клинический разбор его психопатологии с учетом особенностей построения беседы. Разбор диагностического поиска и постановки диагноза.

5. Ход занятия

В начале занятия проводится опрос студентов по основным вопросам занятиям. Затем разбираются основные моменты темы. В последующем реализуется практическая часть занятия и подводится итог работы студентов.

Реферат занятия

Исторически достаточно полным считается определение неврозов, отражавшее взгляды советской психиатрии, дал В.А. Гиляровский: «Неврозы –– это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения невротических расстройств: психогенный фактор, как причина, вегетосоматические проявления, особенности личности.

Основные этиопатогенетические факторы развития неврозов.

Этиопатогенез невротических расстройств определяется следующими факторами:

Генетические –– это, в первую очередь, конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на основании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной системы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов полная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов, и у 15% дизиготных близнецов.

Особенности раннего детского развития. Исследования, проводившиеся в этой области не доказали однозначного влияния, однако невротические черты и наличие невротических синдромов в детском возрасте свидетельствует о недостаточно устойчивой психике и об отставании в созревании. Особое значение влиянию психических травм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоаналитические теории.

Личность. Особенности отношений в родительской семье способны формировать систему отношений человека, которые впоследствии становятся почвой для развития невротических расстройств. Вообще, значение личности, в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в момент начала расстройства. Так, у психологически здоровой личности невротическое расстройство

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
155 Kb
Скачали:
0