МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психиатрии,
наркологии и медицинской психологии
Обсуждено на заседании кафедры
психиатрии, наркологии и
медицинской психологии
Протокол № 1 от 26 января 2010 г.
Тема: психопатология сознания
к практическому занятию № 4
для студентов IV курса лечебного факультета
Авторы: Л.А. Костейко
Н.В. Хмара
Гомель, 2004
1. Введение (актуальность темы)
Сознание – высший интегративный психический процесс. Это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку. Оно осуществляет познавательное отражение мира и себя, способствует адаптации личности в социальной среде и позволяет изменять ее в соответствии со своими потребностями. Сознание - это не самостоятельный процесс, а человеческая психика в целом - продукт постепенного развития личности.
У человека есть способность сознавать мир, а также осознавать самого себя: свое тело, мысли, действия, чувства, интересы, положение в обществе.
Интеллект - это сложная психическая структура, определяемая социальными факторами и деятельностью всех структур психики человека. Интеллект как познавательная деятельность человека включает как приобретенный опыт (знания), так и способность к дальнейшему приобретению и применению на практике нового опыта. Он обобщает все познавательные процессы (внимание, память, мышление, эмоции, воля). Способности - это индивидуальные свойства человека, которые помогают приобретать навыки, знания и умения. Неспособность обучаться называется слабоумием. Знание и изучение врожденного и приобретенного слабоумия имеет большое значение в профилактике, лечении реабилитации подобного рода больных.
2. Цель
·создать у студентов представление о главнейшей функции свойственной только человеку – сознания;
·обучить дифференциации пароксизмального и непароксизмального выключения и помрачение сознания;
·научить определять виды нарушений сознания;
·научить дифференцировать делирий, онейроид и аменцию;
·изучить врожденную умственную отсталость (олегофрении);
·изучить приобретенную умственную отсталость (деменции).
3. Задачи
Студент должен знать
·пароксизмальные и непароксизмальные выключения и помрачения сознания;
виды нарушений сознания;
·разницу между делирием, онейроидом и аменцией;
·врожденную умственную отсталость (олегофрении);
·приобретенную умственную отсталость (деменцию).
Студент должен уметь
·выявлять психопатологию сознания;
·выявлять психопатологию интеллекта;
·дифференцировать врожденную и приобретенную умственную отсталость;
·дифференцировать делирий, онейроид и аменцию;
·дифференцировать большой эпиприпадок от малого.
Студент должен овладеть практическими навыками
·беседовать с больным;
·выявлять психопатологию сознания;
·оказывать первую помощь при непароксизмальном помрачении сознания (делирии, онейроиде, аменции);
·оказывать первую помощь при эпилептическом приступе и эпистатусе;
обследовать интеллект.
4. Основные учебные вопросы:
·определение функции сознания, его физиологические основы и свойства;
· критерии нарушенного сознания (К. Ясперс, 1923);
· классификация патологии сознания;
· группа непароксизмального помрачения сознания (делирии, онейроиде, аменции);
· группа пароксизмального помрачения и выключения сознания;
·умственная отсталость;
·деменция, виды, их характеристика.
5. Вспомогательные материалы по теме:
· учебно-методическая разработка для студентов;
· учебные задачи для студентов по психиатрии;
· тексты лекций по психиатрии;
· истории болезни больных;
· наборы учебных таблиц по психиатрии.
6. Материалы для контроля за усвоением темы
Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при интоксикационных психозах.
Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля
1. Делирий характеризуется всем перечисленным, кроме:
· кататонических включений;
· помрачения сознания;
· наплыва парейдолий и сценоподобных зрительных галлюцинаций;
· резко выраженных двигательных возбуждений;
· возможности вербальных галлюцинаций, острого чувственного бреда, аффективных расстройств при преобладании зрительных галлюцинаций.
2. Первая стадия делирия характеризуется всем перечисленным, кроме:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.