Психопатология сознания: Учебно-методическая разработка к практическому занятию № 4 по дисциплине "Психиатрия"

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психиатрии,

наркологии и медицинской психологии

                                                          Обсуждено на заседании кафедры

                                           психиатрии, наркологии и

                                           медицинской психологии

                                                          Протокол № 1 от 26 января  2010 г.

Тема: психопатология сознания

Учебно-методическая разработка

к практическому занятию № 4

 для студентов IV курса лечебного факультета

Авторы: Л.А. Костейко

                                                                                                                     Н.В. Хмара

Гомель, 2004


1. Введение (актуальность темы)

Сознание – высший интегративный психический процесс. Это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку. Оно осуществляет познавательное отражение мира и себя, способствует адаптации личности в социальной среде и позволяет изменять ее в соответствии со своими потребностями. Сознание - это не самостоятельный процесс, а человеческая психика в целом - продукт постепенного развития личности.

У человека есть способность сознавать мир, а также осознавать самого себя: свое тело, мысли, действия, чувства, интересы, положение в обществе.

Интеллект - это сложная психическая структура, определяемая социальными факторами и деятельностью всех структур психики человека. Интеллект как познавательная деятельность человека включает как приобретенный опыт (знания), так и способность к дальнейшему приобретению и применению на практике нового опыта. Он обобщает все познавательные процессы (внимание, память, мышление, эмоции, воля). Способности - это индивидуальные свойства человека, которые помогают приобретать навыки, знания и умения. Неспособность обучаться называется слабоумием. Знание и изучение врожденного и приобретенного слабоумия  имеет большое значение в профилактике, лечении реабилитации подобного рода больных.

2. Цель

·создать у студентов представление о главнейшей функции свойственной только человеку – сознания;

·обучить дифференциации пароксизмального и непароксизмального выключения и помрачение сознания;

·научить определять виды нарушений сознания;

·научить дифференцировать делирий, онейроид и аменцию;

·изучить врожденную умственную отсталость (олегофрении);

·изучить приобретенную умственную отсталость (деменции).

3. Задачи

Студент должен знать

·пароксизмальные и непароксизмальные выключения и помрачения сознания;

виды нарушений сознания;

·разницу между делирием, онейроидом и аменцией;

·врожденную умственную отсталость (олегофрении);

·приобретенную умственную отсталость (деменцию).

Студент должен уметь

·выявлять психопатологию сознания;

·выявлять психопатологию интеллекта;

·дифференцировать врожденную и приобретенную умственную отсталость;

·дифференцировать делирий, онейроид и аменцию;

·дифференцировать большой эпиприпадок от малого.

Студент должен овладеть практическими навыками

·беседовать с больным;

·выявлять психопатологию сознания;

·оказывать первую помощь при непароксизмальном помрачении сознания (делирии, онейроиде, аменции);

·оказывать первую помощь при эпилептическом приступе и эпистатусе;

обследовать интеллект.

4. Основные учебные вопросы:

·определение функции сознания, его физиологические основы и свойства;

· критерии нарушенного сознания (К. Ясперс, 1923);

· классификация патологии сознания;

· группа непароксизмального помрачения сознания (делирии, онейроиде, аменции);

· группа пароксизмального помрачения и выключения сознания;

·умственная отсталость;

·деменция, виды, их характеристика.

5. Вспомогательные материалы по теме:

· учебно-методическая разработка для студентов;

· учебные задачи для студентов по психиатрии;

· тексты лекций по психиатрии;

· истории болезни больных;

· наборы учебных таблиц по психиатрии.

6. Материалы для контроля за усвоением темы

Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при интоксикационных психозах.

Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля

1. Делирий характеризуется всем перечисленным, кроме:

· кататонических включений;

· помрачения сознания;

· наплыва парейдолий и сценоподобных зрительных галлюцинаций;

· резко выраженных двигательных возбуждений;

· возможности вербальных галлюцинаций, острого чувственного бреда, аффективных расстройств при преобладании зрительных галлюцинаций.

2. Первая стадия делирия характеризуется всем перечисленным, кроме:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
88 Kb
Скачали:
0