Нарушение мышления: Учебно-методическая разработка к практическому занятию № 5 по дисциплине "Психиатрия"

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психиатрии,

наркологии и медицинской психологии

                                                          Обсуждено на заседании кафедры

                                           психиатрии, наркологии и

                                           медицинской психологии

                                                          Протокол № 1 от 26 января  2010 г.

Тема: нарушение мышления

Учебно-методическая разработка

к практическому занятию № 5

 для студентов IV курса лечебного факультета

Авторы: Л.А. Костейко

                                                                                                                     Н.В. Хмара

Гомель, 2004


1.Введение (актуальность темы)

Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

У человека есть способность изучать мир, а также размышлять о самом себе, положение в обществе.

Мышление – это сложный психический процесс, определяемый социальными факторами и деятельностью всех структур психики человека. Мышление включает в себя понятие, суждения, умозаключения. В развитии интеллекта много места занимает мышление. Процесс формирования мышления начинается в раннем детстве с наглядно-действенного мышления и заканчивается абстрактно-логическим. Последний вид мышления характерен только для человека. Различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое. Мышление нарушается при всех психических заболеваниях, поэтому знание и изучение нарушения мышления имеет большое значение в профилактике, лечении реабилитации подобного рода больных. 

2. Цель

·создать у студентов представление о главнейшей функции психики – мышления;

·обучить дифференциации различных видов мышления;

·научить определять виды нарушений мышления;

·научить дифференцировать бред от навязчивых состояний, от сверхценных идей и нормы;

·изучить синдром Кандинского-Клерамбо;

·изучить формы нарушения ассоциативного мышления.

3. Задачи

Студент должен знать

·виды мышления;

·синдром Кандинского-Клерамбо;

·виды бреда;

·нарушения ассоциативного мышления;

·навязчивые состояния.

Студент должен уметь

·выявлять психопатологию мышления;

·выявлять синдром Кандинского-Клерамбо;

·дифференцировать нарушения ассоциативного мышления;

·дифференцировать виды бреда;

·дифференцировать навязчивые состояния.

Студент должен овладеть практическими навыками

·беседовать с больным;

·выявлять психопатологию мышления;

·выявлять синдром Кандинского-Клерамбо.

4. Основные учебные вопросы

· определение мышления, его физиологические основы и свойства;

· бредовые идеи;

· этапы образования беда;

· паранойяльный, параноидный, парафренный бред;

· навязчивые состояния;

· сверхценные идеи;

·синдром Кандинского-Клерамбо;

·нарушения ассоциативного мышления.

5. Вспомогательные материалы по теме:

·учебно-методическая разработка для студентов;

· учебные задачи для студентов по психиатрии;

· тексты лекций по психиатрии;

· истории болезни больных;

· наборы учебных таблиц по психиатрии.

6. Материалы для контроля за усвоением темы:

Компьютерная программа для тестового контроля различных уровней по симптоматике психической патологии при шизофрении и биполярном расстройстве.

Перечень вопросов и ответов, содержащихся в программе для тестового контроля:

1. К отвлеченным навязчивостям относится все перечисленное, кроме:

· бесплодное мудрствование (умственная жвачка);

· навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, терминов;

· навязчивое чувство антипатии;                                   · навязчивый счет;

· навязчивое разложение на отдельные слоги различных слов.

2. Особенностью паранойяльной ипохондрии является все, кроме:

· твердой убежденности в некоем заболевании;

· убеждение, что болезнь развилась в результате воздействия гипноза и так далее;

· наличие системы доказательств заболевания;

· упорного требования обследования;

· проявление кверулянтской активности при попытках переубеждения.

3. Синдром сверхценных идей характеризуется всем, кроме:

· наличие суждений, возникающих вследствие реальных обстоятельств на основе действительных фактов;

· приобретение этими суждениями в сознании больного доминирующего места;

· наличие выраженного аффективного напряжения;

· «склонности» убеждении при определенных условиях с течением времени дезактуализироваться, блекнуть и исчезать;

· целиком ошибочных, неправильных умозаключений.

4. Бредовые идеи характеризуются всем, кроме:

· несоответствие действительности;                              · полного овладения сознанием;

· доступности к коррекции, устранению путем убеждения;

· искажение отражения действительности;

· невозможности исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью.

5. Бредовое настроение характеризуется всем, кроме:

· напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы;

· возникновение этого состояния после «кристаллизации бреда»;

· необъяснимого мучительного беспокойства;

· приобретение окружающим иного смысла;

· восприятие себя и окружающего мира измененным.

6 Интерпретативный бред (бред толкования) характеризуется всем, кроме:

· нарушение абстрактного познания действительности;

· построение системы бреда на цепи доказательств, обнаруживающих

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
97 Kb
Скачали:
0