МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию по теме:
"БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ. ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧСНОТЬ"
(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)
Автор: доцент Бандажевская Г.С.
г.Гомель,
2001г.
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы "Болезни органов мочевой системы. Почечная недостаточность". VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
План проведения практического занятия.
-----------------------------------------------------------------
N п/п| Наименование этапов занятия | Время
-----------------------------------------------------------------
1. Обоснование актуальности изучаемой темы. 5 минут
2. Тестовый контроль. 10 минут
3. Контроль исходных знаний. 30 минут
4. Курация больных по теме занятия. 90 минут
5. Клинический разбор больных. 60 минут
6. Контроль конечных знаний. 30 минут
I. Актуальность темы.
Заболевания органов мочевой системы у детей являются одной из актуальных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности.
Микробно-воспалительные заболевания почек имеют особенности клинической картины у детей раннего возраста, что необходимо учитывать при при проведении дифференциальной диагностике.
Гломерулонефриты у детей в последние годы имеют атиничную клиническую картину, что также затрудняет постановку клинического диагноза и соответственно назначение адекватной терапии.
Все вышеизложенное диктует необходимость каждому врачу знать данную патологию.
II. Цель занятия.
Научить студентов на основании тщательно собранного анамнеза и клинико-лабораторных данных постановить развернутый клинический диагноз и назначить адекватное лечение больному.
Студенты должны знать:
- анатомо-физиологические особенности органов мочевой системы, предрасполагающие к заболеваниям почек;
- современную классификацию заболеваний почек;
- этиопатогенез микробно-воспалительных заболеваний почек и гломерулонефритов у детей;
- необходимый объем лабораторных и инструментальных исследований для
диагностики заболеваний почек.
Студенты должны уметь:
- методом тщательного сбора анамнеза, отбора сведений из истории развития устанавливать связь выявленных изменений с возникновением заболеваний почек;
- объективно обценивать состояние мочевыделительной системы и выявлять основные симптомы ее поражения;
- определять группу нозологий для проведения дифференциального диагноза;
- наметить план обследования больного с заболеваниями почек;
- интерпретировать полученные результаты обследования, устанавливать закономерную их взаимосвязь;
- назанчать адекватное лечение больному с заболеваниями мочевыделительной системы.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного заболевания (базисные знания).
1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
2. Виды иммунологических реакций.
3. Нейрогуморальная регуляция почек.
4. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (мочевой, гипертонический, отечный, анемический и др.).
5. Механизмы фармакологического действия антибиотиков, уросептиков, гормонов, цитостатиков.
Литература
1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. Пропедевтика детских болезней. -
М.:Медицина, 1986. - 432с.
2. И.Н.Усов, М.В.Чичко, Л.Н.Астахова. Практические навыки педиатра.
Мн.:Вышэйшая школа, 1990. - 400с.
3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.: Беларусь, 1994. - 446с.
4. Патофизиология. Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.:Медицина, 1995. - 752с.
5. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.
6. Физиология человека/Под ред. Г.И.Косицкого. - М.:Медицина, 1985.
- 560с.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:
I.Основная:
1. Детские болезни/Под ред. Н.П.Шабалова. - Санкт-Петербург:Сотис,
1993. - 557с.
2. Детские болезни/Под ред. Л.И.Исаевой. - М.:Медицина, 1986. - 592с.
3. Конспекты лекций.
II. Дополнительная:
1. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. Детская нефрология. - Л.:Медицина,
1989. - 456с.
2. Усов И.Н. Нефриты у детей. - Мн.:Беларусь, 1987. - 222с.
3. Практическая нефрология/Под ред. А.П.Пелицука. - Киев:Здоров'я,
1983. - 344с.
4. Микробно-воспалительные заболевания почек у детей: Методические рекомендации/Под ред. Г.С.Бандажевской, А.А.Козловского. - Гомель, 1998. - 22с.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Перечислите основные функции почек.
2. Механизм образования первичной и вторичной мочи.
3. Перечислите основные звенья патогенеза отечного и гипертензивного синдромов.
4. Подготовка больных к рентгенурологическим методам исследования.
5. Перечислите типичные изменения в биохимическом анализе крови при нефротическом синдроме.
6. Классификация и механиз действия антибактериальных препаратов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.