Естественно, что учащиеся отнесутся к данному утверждению с недоверием. Для того чтобы подозрение в неверности утверждения было снято, его нужно доказать (нестандартность объекта влечет за собой необходимость его доказательства).
4. Провести доказательство последовательно и четко. Учащиеся должны усвоить, что теорема доказывается не на основании опыта, а путем правильного рассуждения.
К работе по доказательству можно привлечь учащихся. Например, каждое сказанное учителем предложение, содержащееся в доказательстве , должно быть обосновано учащимися с помощью введенных аксиом. Такая работа позволит школьнику прочувствовать необходимые требования, которые следует предъявлять к доказательству теоремы.
5. Обратить внимание учащихся на то, что два разных утверждения “прямая состоит из точек” и “каждая прямая инцидентна, по крайней мере, трем точкам” являются справедливыми. Но одно из них имеет место в евклидовой геометрии, а другое – в геометрии, которую мы строим.
6. Попросить учащихся применить принцип двойственности к теореме 2.1,получив тем самым теорему 2.2.
Теорема. Каждая точка инцидентна, по крайней мере, трем прямым.
7. Ввести аксиому А
. Для обоснования необходимости
введения данной аксиомы обсудить вопрос, невольно возникающий при чтении теорем
2.1 и 2.2: “Сколько всего точек может быть инцидентно прямой, сколько всего
прямых может быть инцидентно точке?”
А
.Существует
прямая, инцидентная (q + 1) точке, где q – некоторое подходящее
натуральное число (q
2).
Задать вопрос: “Почему q не может быть равно 1?”
8. Попросить учащихся
применить принцип двойственности к аксиоме А
и
получить новое утверждение: “Существует точка, инцидентная (q + 1) прямой, где q – некоторое подходящее число (q
2).”
Занятие 4.
1. Вспомнить известные учащимся аксиомы той геометрии, которую они строят совместно с учителем.
2. Обратить внимание на
аксиому А
, в которой говорится о существовании
некоторой прямой, инцидентной конечному числу точек. Содержание этой аксиомы
ведет к возникновению вопроса: “Сколько точек инцидентно каждой прямой?” Таким
образом, появляется необходимость в доказательстве теоремы 2.3.
3. Сформулировать теорему 2.3.
Теорема. Каждая прямая инцидентна (q + 1) точке.
При доказательстве теоремы учесть пожелания, описанные в занятии 3. Важно, чтобы учащийся умел обосновывать каждое последующее предложение доказательства. Всякая изученная теорема должна войти в сознание ученика как некоторое средство дальнейшего познания геометрических зависимостей, то есть ученик должен уметь применить изученную теорему к доказательству других теорем..
4. Попросить учащихся сформулировать теорему 2.4 двойственную теореме 2.3.
Теорема 2.4. Каждая точка инцидентна (q + 1) прямой.
5. Совместно с учащимися обсудить
название геометрии, в основе которой лежат аксиомы А
- А
.
Выбор названия “Конечные геометрии” обосновать тем, что каждая прямая
инцидентна конечному числу точек, а каждая точка – конечному числу прямых.
6. Попросить учащихся указать главные отличия евклидовой геометрии от конечных геометрий.
Занятие 5.
Цель: 1. Установить количество точек и прямых конечной проективной плоскости данного порядка.
2. Познакомить учащихся с таблицей инцидентности.
1. Предложить учащимся зафиксировать какое – нибудь число q, например, q = 2 –минимальное число, для которого следует попытаться построить соответствующую геометрию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.