8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
8.1. Показатели экономической эффективности
Основная задача инновационной политики ОАО «РЖД» состоит в выявлении и разработке перспективных технологий, создание которых позволило бы вывести железнодорожный транспорт на качественно новый уровень развития, а в новых экономических и политических условиях обеспечить устойчивую и эффективную его работу [1].
Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, связанного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущие поступления оправдывают сегодняшние затраты. Поскольку принимать решения приходится «сегодня», все показатели будущей деятельности должны быть откорректированы с учетом снижения ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их получением или расходованием, т.е. с учетом фактора времени [2].
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте (утв. указанием МПС России от 31.08.98 № В-1024у) в качестве показателей экономической эффективности инвестиционных вложений в реконструкцию железнодорожной линии Москва - Нижний Новгород для обеспечения скоростного движения пассажирских поездов принимаются четыре показателя:
- Чистый дисконтированный доход (ЧДД);
- Индекс доходности затрат и инвестиций (ИД);
- Внутренняя норма доходности (ВНД);
- Срок окупаемости капитальных вложений (Ток) [3].
Проводимая технико-экономическая оценка инноваций связана с модернизацией существующих конденсаторных установок поперечной емкостной (КУ) компенсации. При включении КУ в системе тягового электроснабжения технико-экономический эффект определяется следующим:
1. Уменьшается коэффициент реактивной мощности тяговой нагрузки, в результате уменьшается тариф на электроэнергию;
2. Снижаются потери электроэнергии;
3. Повышается уровень напряжения в тяговой сети и, как следствие, повышаются скорости движения поездов;
4. Уменьшается несимметрия и несинусоидальность напряжения.
Далее проведем расчет, учитывая эффект по п. 1. и 3.
Для этого принимаем усредненные условия работы тяговой подстанции Горьковской ж. д. (среднее значение тяговой нагрузки, мощность короткого замыкания на шинах 110(220) кВ и т.д.).
Стоимость модернизации КУ определяется новыми техническими решениями, связанные с разработкой новой схемой демпфирования при коммутации КУ для повышения ее надежности.
Далее технико-экономический расчет выполним в трех вариантах:
1. При учете эффекта только от снижения скоростных затрат;
2. При учете эффекта только от снижения тарифа на электроэнергию;
3. При учете совместно действующих вышеуказанных эффектов.
8.2. Исходные данные к расчету
8.2.1. Расчет выполним для участка Горьковской ж. д. (тяговая подстанция Сейма – тяговая подстанция Горький – Сортировочный). КУ включена на подстанции Сейма в фазу шины 27,5 кВ., которая обеспечивает питание контактной сети данного перегона. Для этого используем измеренные и рассчитанные значения переменного тока тяговой подстанции Сейма, которые представим в виде таблицы 8.1
Таблица 8.1
Исходные данные
Расчетные данные |
Условное обозначение |
Значение показателя |
Единица измерения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Годовой расход активной энергии тяговой подстанции |
Wа |
51084 |
МВт. ч |
Мощность КЗ |
S |
800 |
МВА |
Значение коэффициента реактивной мощности тяговой нагрузки |
tgφ |
0,9 |
- |
Нормированное значение |
tgφн |
0,5 |
- |
Среднее значение технической (базовой) скорости грузовых поездов на Горьковской железной дороге |
VБ |
50,2 |
км/ч |
Расчетный срок окупаемости |
Ток |
6 |
лет |
8.2.2. В составе затрат учитываются единовременные затраты и текущие. Единовременные затраты:
В состав единовременных приняты затраты на научно-исследовательскую работу (НИР) и разработку технической документации на модернизацию, а также на разработку новой силовой схемы КУ с применением нового оборудования.
При модернизации схемы на рис.2.1 существующий масляный выключатель заменен на вакуумный и включается в цепь резистора, а новый вакуумный выключатель 27,5 кВ включают в цепь реактора. Также половину установленной мощности конденсаторов в КУ (3650 квар) следует заменить. Тогда при стоимости конденсаторов 140 руб/квар затраты на конденсаторы по КУ составят: 0,140 × 3650 тыс. руб. Исходные данные представим в виде таблицы 8.2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.