Быкадоров Сергей Александрович
2009-09-22
Лекция 3
Технико-экономические особенности ЖДТ и его место в ЕТС страны
Все виды транспорта взаимодействуют между собой. В настоящее время по протяженности ЖД, например, наша страна занимает третье место в мире. Примерно 80 тыс. км магистрального ЖДТ. Протяженность и объемы перевозок на всех видах транспорта зависят от размещения производительных сил, объемов промышленного и сельскохозяйственного производственного, численности населения, его экономической активности и подвижности.
С течением времени происходят изменения, как в объеме перевозок, так и в их структуре. Это связано с изменением экономических связей, распределения перевозок между видами транспорта. В различных странах структура грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта различна. Так, в нашей стране, ЖДТ по грузообороту выполняет более 80 % т-км (без трубопроводного транспорта) и более 40 % пассажирских перевозок по пассажиро-км. В западноевропейских странах и в Японии соотношение автомобильного и ЖД транспорта несколько другие. Например, во Франции, Германии и Японии на автомобильный транспорт приходится примерно 40 % грузовых перевозок, в Великобритании – 65 %. ЖД в Великобритании и Японии - чуть менее 20 %. Это объясняется большим объемом морских перевозок.
США:
ЖД – 32 %
Автомобильный – 23 %
ВВТ – 13 %
Морской – 14 %
Нефтепроводный – 18 %
Воздушный – менее 1 %
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Особенности и технико-экономическая характеристика различных видов транспорта
Степень удовлетворения различными видами транспорта отраслей экономики неодинакова. Освоение предъявляемых к перевозкам грузов зависит от многих факторов. Основными факторами являются следующие:
1. Характер и уровень развития материально-технической базы того или иного видами транспорта, что определяет возможности перевозок.
2. Размещение транспортных средств относительно предприятий и населенных пунктов.
3. Организация перевозочного процесса, возможности по срокам доставки грузов.
Каждый вид транспорта имеет свои формы организации производства, особое условие эксплуатационной деятельности и т.п. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта (далее ВТ) необходимо учитывать, как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы. К народнохозяйственным относятся следующие факторы:
1. Размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков.
2. Номенклатура выпускаемой продукции. Это определяет подвижной состав, модели, методы управления.
3. Состояние запасов товарно-материальных ценность. Это определяет требование к транспорту по срочности доставки грузов.
Специфические транспортные факторы:
Перечисленные факторы оказывают решающее влияние на Технико-экономические показатели каждого ВТ. Каждый ВТ обладает характерными только для него технико-экономическими и другими особенностями, которые могут быть отражены рядом показателей. Условно эти показатели можно определить в три группы:
В ряде случаев имеет место сфера бесспорного преимущества некоторых ВТ перед другими. Например, морской транспорт при перевозках грузов между континентами. В то же время, когда перевозки между корреспондирующими пунктами могут осуществляться различными ВТ, для выбора оптимальных ВТ с народнохозяйственной точки зрения нужны специальные технико-экономические расчеты для сопоставления вариантов. В современных условиях в эпоху глобализации экономических связей необходимо рассматривать затраты с учетом интересов многих государств и регионов мира. Необходимо принимать во внимание логистические факторы, экологические факторы и политические факторы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.