Общее транспорта и других сфер материального производства

Страницы работы

Содержание работы

Быкадоров Сергей Александрович

2009-09-15

Лекция 2

Общее транспорта и других сфер материального производства

1.  Как и продукция других сфер производства, продукция транспорта имеет потребительную стоимость и меновую стоимость. Меновая стоимость возрастает в размере того количества труда, которое необходимо для изменения потребительной стоимости товара, то есть его перевозки.  Стоимость имеет качественную характеристику (потребительная стоимость) и количественную характеристику (меновая стоимость). Как только товар доставлен до места, перемена, которую претерпевала его потребительная стоимость, исчезает и выражается теперь лишь в повышенной меновой стоимости.

2.  Потребление полезного продукта на транспорте не отличается от других сфер материального производства. Если транспортный эффект входит в индивидуальное потребление, то вместе с потреблением исчезает его стоимость. Если он потребляется производительно, то стоимость его переносится на сам товар как дополнительная стоимость.

Транспорт играет важную роль в размещении производительных сил. Производственные предприятия размещаются таким образом, чтобы стоимость продукции на месте её потребления при прочих равных условиях была минимальной для всей совокупности предприятий. При этом минимизируются все суммарные затраты и производства, и обращения, включая перевозку. При, так называемом, логистическом подходе к размещению предприятий, рассматриваются и минимизируются затраты производства, обращения и трансакционные издержки (трансформационные издержки (при производстве и обращении) и транзакционные (передача собственности)).

Транспорт играет важную роль при освоении новых районов, включая в экономический оборот страны новые природные ресурсы. И, тем не менее, ни одно крупное решение по развитию производительных сил не обходится без предварительно созданной транспортной инфраструктуры. Транспорт так же играет большую роль в развитии агропромышленного комплекса.

В современных условиях транспорт играет важную роль  для кооперирования и специализации производства.

Специализация – это производства однотипной продукции на производственных предприятиях. Она характеризуется повышение производительности труда и понижением себестоимости.

Кооперирование – на одном предприятии производится весь комплекс производства (малыми партиями, но вся продукция от начала до конца). Производительность труда ниже, и себестоимость выше.

НО: при специализации производства транспортные затраты высоки, а при кооперированном производстве – транспортные затраты близки к нулю.

Транспорт связывает в единый хозяйственный комплекс отдельные территории, области и государства.

Очень значительным считается оборонное значение транспорта в экономике страны.

Транспорт наряду со всем прочим является крупнейшим потребителем материальных, энергетических и людских ресурсов.

В межотраслевом балансе транспорт потребляет и перевозит продукцию почти всех отраслей экономики.

Доля транспорта в ВВП примерно составляет 4 %. В НД - около 6 %. В основных производственных фондах примерно 13 %. В капвложения примерно 10 %. Потребление топлива – 18 %, электроэнергии – 6 %.

ЖДТ занимает ведущее положение в ЕТС. Без учета трубопроводного транспорта на его долю приходится около 85 % перевозок грузов по тонно-километрам. На транспорте занято около 10 % трудоспособного населения страны. На ЖДТ занято менее 20 % работников транспорта.  ЖДТ, как один из экономичных видов транспорта, успешно осваивает перевозки, так называемых, массовых грузов (уголь, нефть, строительные материалы) на значительные расстояния большими объёмами.

Продукция транспорта, её измерители и особенности

            Продукцией транспорта является передвижение пассажиров и грузов. Измерители – объем перевозок в тоннах или пассажирах, и расстояние.

Первый вид транспорта – морской.

Первая железная дорога – Санкт - Петербург – Царское Село.

Первые перевозки – пассажирские.

Грузооборот:

  (т – км нетто)

густота перевозок    расстояние

Различают т - км нетто и брутто. Грузооборот брутто исчисляется с учетом перемещения грузов и массы тары подвижного состава (далее ПС).

Грузооборот нетто имеет два вида: эксплуатационный и тарифный.

Т-км эксп. по действительно пройденным расстояниям, а тарифные – это расчет по кратчайшему расстоянию.

Транспортная продукция при пассажирских перевозках измеряется в пассажиро–км.

 (пассажиро - км)

Сумма т-км нетто и пассажиро – км называется приведенной продукцией транспорта.

Для целей расчета производительности труда на ЖДТ для пассажирских перевозок применяется коэффициент приведения 2:

На разных видах транспорта коэффициент приведения разный.

Например, на автомобильном транспорте один т-км приравнивается к 6 пассажиро-км автобусных перевозок. А на воздушном – к 10 пассажиро-км. Подобные коэффициенты перевода с научной точки зрения не бесспорны, так как при разных видах перевозок трудоёмкость, себестоимость различных видов грузов и различных видов пассажирских перевозок различна.

Следует отличать понятие продукция транспорта и транспортная работа.

А                                                                                                                                          Б

Продукция транспорта в обоих видах транспорта одинакова. Требуется перевезти 1 тонну из пункта А в пункт Б. Но в варианте_1 затрачивается 1000 т-км, а варианте_2 – 1500 т-км:

 

Этим определяется, что продукция – это результат производственного производства, а работа  - его затраты. Первая продукция определяет доходы предприятия, а вторая – расходы.

Как отрасль материального производства, и как отрасль производственной инфраструктуры экономики, транспорт и транспортная продукция (далее ТП) имеют ряд особенностей:

1.  ТП нельзя хранить и накапливать. Процессы её производства и потребления в технологическом аспекте неотделимы. Продукцией транспорта является само перемещение грузов и пассажиров. Следовательно, на транспорте нет проблемы резервов продукцию. Но есть проблема резервов производственных мощностей, то есть пропускной и провозной способности.

2.  Транспорт тесно взаимодействует со всеми отраслями народного хозяйства и является определяющим фактором в решении экономических задач. Функционирование транспортных объектов, как правило, носит обслуживающий характер. Следовательно, в процессе перевозки не создается новой вещественной продукции.

3.  В качестве материальных затрат транспорт использует, в основном, только топливо и электроэнергию. Отсюда, на транспорте отсутствует «собственно» сырье (нет технологического передела). Поэтому, в структуре текущих затрат больше 2/3 занимает амортизация и заработная плата. Велика также составляющая, не зависящая от объёма работы.

4.  Функционирование транспорта и транспортных объектов обладает свойством инерционности. То есть, транспортные объекты способны некоторое время работать по инерции, то есть без дополнительных инвестиций за счет перегруза в ущерб качеству. Сохраняя, тем не менее, видимость удовлетворения спроса на перевозки.

Кругооборот капитала в транспорте имеет следующий вид:

                  Pc

Д - T                    … П …. - Д (Д + д)

 


                                Cn       производство          обращение

                    обращение

Похожие материалы

Информация о работе